PoliticalWay

Все стороны политики

1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Страница 2
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба

Социальный состав и политическая культура правящих элит независимых стран Магриба определялись характером преобразований, проводимых в ходе колонизации, и тем, каким образом развивалось антиколониальное движение в странах.

Сохранение традиционных институтов управления в Марокко, предоставление им формальной власти, в результате чего не всегда имело место почтительное отношение к султану и представителям махзана (двора), авторитет которых у населения по мусульманским законам был непререкаем, способствовали тому, что султан (впоследствии король) стал символом национального суверенитета. Вокруг монарха происходило укрепление представителей политической элиты – крупной торговой буржуазии, берберских и арабских феодалов, – выступавшей за создание независимого национального государства. В то же время правящая элита в лице короля и его махзана была против передачи всей полноты власти парламенту и правительству и выступала за укрепление позиции трона. Умение монарха опереться на различных представителей многоукладного арабо-берберского общества способствовало превращению Марокко в централизованное, патерналистски-абсолютистское по методам управления государство, ориентация которого зависит от структуры правящего блока, характера господствующей в этом блоке социально-политической фракции.

В Тунисе колониальным властям удалось привлечь местную традиционную элиту к сотрудничеству, поэтому национально-освободительное движение возглавили представители нового поколения местной элиты – интеллигенция, представители свободных профессий и чиновничество, как правило, имевшие университетское образование, недовольные притеснениями колониальных властей. Курс на достижение «почетного компромисса» с Францией, т.е. предоставление Тунису автономии, на арабизацию государственного аппарата дал возможность добиться независимости мирным путем в ходе переговоров.

В Алжире в условиях продолжительной и кровопролитной войны за независимость высшие военные чины, социальный состав которых можно определить как мелко-буржуазный, сумели сконцентрировать в своих руках властные полномочия и поддержать программу радикальных социальных преобразований, на десятилетия определившую направление социально-экономического и политического развития страны.

Строгий контроль колониальных властей за происходившими в обществе в ходе колонизации политическими процессами, оппозиционными протестными движениями, ограничение прав местного населения привели к тому, что, наследуя колониальные административные институты и структуры, страны Магриба получали не столько демократические, сколько авторитарные традиции. В итоге демократические ценности либо отсутствовали, либо не укоренялись как в политической культуре масс, так и в политической культуре элит. Последствия этого наряду с другими факторами и причинами до известной степени отразились в формировании в независимых странах Магриба властных структур, а именно: в предпочтении президентских режимов парламентским.

Соприкосновение с западной цивилизацией в ходе колонизации и борьбы за независимость оказало влияние на формирование политической культуры как политической элиты стран Магриба (в значительной мере), так и всего населения в целом (в наименьшей степени). На уровне массового общественного сознания деформации, а порой и разрушения в экономической, социальной и культурной областях жизни стран Магриба, вызывавшиеся сознательно и методически с целью обеспечить власть господствующей державы и экономические интересы ее граждан, до известной степени принудительный, насильственный характер проводимых метрополией преобразований привели к конфликту мусульманских традиций, шариата и европейских (заимствованных) политических систем и политической культуры, что отразилось в негативном отношении части местного населения ко всему европейскому, а позднее, после завоевания независимости, вылилось в появление фундаменталистских движений, остающихся до сих пор весьма влиятельной силой, оппозиционной правящим режимам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Условия разрешения политического конфликта
Для обозначения путей выхода из конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Урегулирование конфликта - такой ...

Типология политического лидерства
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типология политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяется множество типов лидерства (по самым различным признакам). Разнообразие типов лидеров во ...

Теоретический аспект исследования лоббистской деятельности. Определение лоббизма
Термин возник в американской политической жизни около 1830 года. Наиболее объективным определением термина "лоббизм" мы считаем юридическое. Оно представляется нам оптимальным в качестве отправной точки для понимания. В рамках ...