1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран МагрибаСтраница 7
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
В Тунисе и Алжире можно говорить об отделении светской власти от религии в силу многих причин, в том числе – исторически сложившейся политической структуры этих государств. В то же время стремление правящей элиты контролировать исламское духовенство, поставить его на службу правящего режима не способствовало превращению ислама исключительно в религиозное учение в этих странах. В Марокко тот факт, что король – верховный правитель и с политической, и с религиозной точек зрения, дает возможность говорить о доминанте светской власти, но не о разделении политики и религии.
В условиях, когда общество по социальным характеристикам не вполне готово к проводимым преобразованиям, а светская оппозиция слаба, исламские партии остаются практически единственным источником, через который население может выразить недовольство правящим режимом. Жесткая борьба правящей элиты с радикальными исламистами, стремление увязать социально-экономические и политические реформы с исламскими ценностями находят отражение в попытках создать концепции «иного» исламского пути развития, с одной стороны, а с другой, – свидетельствуют о том, что ислам не только остается неотъемлемой частью политической культуры как правящей элиты, так и общества в целом, но и является одним из определяющих факторов при разработке программ общественного развития. Такое положение дает возможность говорить о сосуществовании в политической культуре правящих элит двух субкультур: исламской и светской.
Деятельность политической элиты подчинена определенным канонам, складывающимся в течение всей истории развития общества, распространенной в нем системе ценностных ориентаций. Авторитарные традиции, лежащие в основе политических режимов арабских стран, продолжают оказывать воздействие на поведение лидеров и политической элиты. Полученное ими высшее образование в демократических странах сочетается с местными арабскими традициями и выражается в их двойственности, в том, что политические деятели – арабы и мусульмане, когда они занимаются внутренними делами королевства или дипломатией, и чистые продукты Запада, когда имеют дело с европейцами. Подобное существование индивидов в разных измерениях так же, как «одновременное существование различных социальных групп, слоев, организаций, укладов, относящихся к различным стадиям развития человечества и различным цивилизациям, свидетельствует о многомерности арабского общества»2. Попытка правящих элит осуществить мобилизацию масс на развитие и (или) контроль над толпой в подобном многомерном обществе нередко ведет к насилию, авторитаризму и даже к диктатуре.
Авторитарные механизмы управления в арабских странах в определенной мере отражают также формировавшиеся на протяжении многих поколений традиционные, религиозно обоснованные, соответствующие шариату формы отношений между населением и представителями власти, при которых лидер – уважаемая и почитаемая личность, решения которой справедливы, должны строго соблюдаться и не могут быть оспорены. О глубоко укоренившихся традициях авторитарного стиля управления говорит сосредоточение всей полноты власти в руках главы государства, опирающегося на преданных, «своих» людей. Сила авторитарных традиций объясняется также отсутствием исторически развивавшейся традиции демократического управления, низкой политической культурой широких слоев общества, слабостью институтов гражданского общества, политической оппозиции.
То, что правящая элита в силу своего общественного положения подверглась наибольшему влиянию западной культуры, сказалось на формировании политической культуры этого руководящего слоя общества. При проведении правящей элитой арабских стран политического курса, основные положения которого могут быть заимствованы на Западе, всегда акцентируется местная специфика, необходимость адаптации к местным условиям и традициям.
Статьи по теме:
Патриотизм
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патри ...
Социально-экономическое положение современной России
Результаты политической трансформации конца 20 в. в России следующие. В то время как ВНП США за 90 – е гг. увеличился с 5,9 до 8,4 трлн. долл., а рост промышленного производства в Китае вообще поражает воображение, Россия по объемам ВНП в ...
Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине.
После развала Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не сущест ...