1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран МагрибаСтраница 5
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
Таким образом, в каждой из стран изучаемого региона армия, а главным образом высшие военные, наложили отпечаток на формирование политической культуры правящей элиты, способствовали становлению государственных институтов и влияли на пути и формы политического развития страны.
С завоеванием независимости североафриканские государства приступили к проведению экономической политики, содержание которой, помимо прочих факторов, определялось характером политических сил, пришедших к власти, влиянием традиций и опытом, накопленным в колониальный период.
Для постколониального развития североафриканских государств была характерна ключевая роль государства в преобразованиях, что в значительной мере было обусловлено слабостью национального частного капитала. Создание обширного госсектора, контролировавшего основные сферы национальной экономики, рассматривалось в качестве одного из главных путей преодоления отсталости. Развитие госсектора сопровождалось ростом численности государственных служащих и административно-технического персонала, повышением социального статуса и престижа этого общественного слоя, на базе которого складывались привилегированные группы, превратившиеся в источник формирования бюрократической элиты, частично трансформировавшейся впоследствии (конец 80-х – начало 90-х годов) в технократию.
Приход к управлению государством нового поколения специалистов стал одним из наиболее знаковых процессов в государственной жизни стран Магриба. Новые управленцы – либералы по взглядам – занимают ключевые посты в правительстве, являются видными деятелями региональных администраций. Они, как правило, хорошо образованы (преимущественно экономисты и юристы), некоторые имеют ученые степени, стажировались в промышленно развитых странах (например, новый глава МВД Марокко – Дрис Джету). Основные черты группы управленцев, которую условно можно назвать «новой бюрократией», заключаются в следующем. Во-первых, они реформаторски ориентированы. Для них реформы – это безальтернативный путь развития. Во-вторых, «новые бюрократы» имеют значительный опыт работы в госаппарате. Они не отделяют себя от государства, что, с одной стороны, позволяет им придерживаться либеральных идей, а с другой, – представители этого слоя нередко замыкаются на чисто бюрократических способах решения проблем, что сопряжено с определенными, порой немалыми, общественными издержками. Такой подход не противоречит и логике принятия решений военно-бюрокра-тической верхушкой по вопросам государственной политики, что, в свою очередь, сопряжено с возникновением и (или) обострением кризисных ситуаций в обществе, как это произошло, например, в Алжире в конце прошлого века (впрочем, это – далеко не единственный пример в регионе и за его пределами).
«Новая бюрократия» – это не некая пропартийная, сплоченная команда в общегосударственном масштабе. Скорее можно говорить не о команде, а о более или менее сплоченной группе, которая состоит из представителей нескольких поколений с различной ментальностью, способных как к компромиссам с традиционной бюрократией, так и к тому, чтобы занять непримиримую позицию по тем или иным вопросам государственного развития.
Взаимоотношения «новой бюрократии» со старой, традиционной, начавшей свою карьеру в 60-е годы, отличаются противоречивостью. С одной стороны, они обречены на сотрудничество. С другой, – существуют коренные противоречия между реформаторством «новых бюрократов» и иммобилизмом «старых». От того, кто станет ведущей силой, в значительной степени зависит облик стран Магриба в долгосрочной перспективе. Благополучное будущее социально-экономического и политического развития стран Магриба зависит также от способности эффективно воспринять положительный опыт развитых стран в сочетании с учетом и использованием местных традиций.
Статьи по теме:
Россия и Белорусия
Россия и Белорусия
1996 г- договор об образовании сообщества, май 1997- подписан устав союза Б и России, декабрь 1998- декларация о дальнейшем единении Респ Бел и РФ. Через Б идет 75-80% российского транзита на запад, можно сказать что Б ...
Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона
Политические взгляды Томаса Джефферсона (1743 – 1826 гг.) были близки к политическим взглядам Пейна. Как и Пейн, Джефферсон воспринял естественно-правовую доктрину в ее наиболее радикальной и демократической трактовке. Отсюда близость его ...
Национал-демократические партии Украины
Национал-демократические партии Украины; Народный Рух Украины (НРУ), Украинская Республиканская партия (УРП), Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), Демократическая партия Украины (ДПУ), Партия зеленых Украины (ПЗУ), Батькивщи ...