1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран МагрибаСтраница 6
Материалы » 1322 Сравнительный анализ внешних и внутренних факторов в формировании политической культуры правящих элит стран Магриба
С точки зрения исторических условий становления политической культуры правящих элит период после обретения независимости можно разделить на два этапа: в 1960–1980 гг. у власти находилось первое поколение, с 1980 г. до наших дней – второе поколение правящей элиты. Методы политического руководства как первого, так и второго поколений продолжают во многом оставаться авторитарными. Доминирование авторитарных форм правления объясняется лидерами обоих поколений одинаково: необходимостью решить острейшие или обостряющиеся социально-эконо-мические проблемы, стремлением добиться консолидации нации. При этом сосредоточение власти в руках одного человека (и его ближайшего окружения) оправдывается традиционными представлениями о власти, обосновывается с религиозной точки зрения и особенностями национального менталитета.
Важным направлением деятельности лидеров второго поколения можно считать стремление к проведению некоторых демократических преобразований, о чем свидетельствует тенденция перехода от однопартийных режимов к многопартийным, ограниченное реформирование политической системы и обновление соответствующих государственных институтов. При этом для того, чтобы демократические реформы в обществе не привели к усилению исламского фактора, как это произошло в Алжире, внимание правящей элиты направлено на декларирование решения острейших экономических и социальных проблем. Президенты Туниса и Алжира, король Марокко в своих выступлениях постоянно подчеркивают, что от уровня жизни населения, его образованности и политической сознательности во многом зависят стабильность и успех общественного развития этих стран.
Таким образом, политическая культура правящей элиты испытывает на себе возрастающее влияние роста политической культуры населения, которое все более учитывает разницу между жестким авторитарным правлением и просвещенным авторитаризмом. Сочетание сильной власти и демократических преобразований ведет к развитию такого явления, как «контролируемая демократия». В политической культуре правящей элиты, представленной в разных странах различными по происхождению и положению группами – традиционной, военной, партийной элитой, это выражается в попытке сочетать европейские ценности с традиционными представлениями о власти.
Исторически главным оплотом национальной самобытности стран Магриба является ислам. Синтез религии и политики, заложенный в самой исламской традиции, выводит ислам за рамки религии, позволяет говорить об исламе как об особой цивилизации и культуре. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции. Можно говорить о том, что духовная, мировоззренческая и политико-правовая культура подавляющей части населения Магриба формируется под влиянием ислама. Поэтому несмотря на постулирование светского характера государств Магриба, исламские представления о власти, праве, политике играют важную роль в жизни общества. Наряду с элементами и базовыми принципами европейского права Коран и законы шариата определяют правовые нормы, которые в большей или меньшей степени являются составными частями многих конституционных актов и положений современных стран Магриба.
Религия, представляя неотъемлемую часть жизни общества, его духовной жизни, оказывает непосредственное влияние на проводимую главами государств политику, а следовательно, является важным фактором формирования политической культуры правящей элиты. Представляя важный структурный элемент политического сознания, религия активно используется политическими деятелями в качестве законодательного и идейно-мировоззренческого фундамента проводимых преобразований. Используя положения ислама для придания власти символики исполнителя высшей Воли, руководство арабских стран стремилось таким образом воздействовать на сознание широких слоев населения, чтобы привлечь его к выполнению поставленных задач. Подчеркивание верности принципам ислама является неотъемлемым фактором легитимности правящего режима.
Статьи по теме:
Правовой статус Президента России. Президент и Правительство в механизме
государственной власти
С главы 4 Конституции Российской Федерации начинается изложение в Основном Законе страны системы государственных органов Российской Федерации, что, помимо прочего, объясняется также особым статусом Президента в организации государственно ...
Натуралистическая парадигма
С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения факторов внесоциального характера. В отличие от принципов теологического подхода в основе этой группы идей лежат воззрения ...
Естественно-правовые теории в Германии
Усиление феодальной эксплуатации, политической и идеологической реакции, установление княжеского абсолютизма, окончательно утвердившегося в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) и приведшего к возникновению в некоторых землях Св ...