PoliticalWay

Все стороны политики

Исламизация пакистанского общества. Влияние ислама на политику правительства в Пакистане
Страница 18
Материалы » Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 – 2000 гг.) » Исламизация пакистанского общества. Влияние ислама на политику правительства в Пакистане

Важно отметить, что правительства (военное или гражданское) до сих пор не были в состоянии контролировать или даже влиять на симпатии к талибам. Ясно представляет себе, чем эти симпатии могут обернуться для Пакистана, только узкая прослойка интеллигенции.

Их мнение и предостережения являются гласом вопиющего в пустыне, поскольку печатаются в англоязычной печати, а «человек с улицы» (свыше 70% населения Пакистана неграмотны) в лучшем случае читает газеты на местных языках или на урду.

Другими словами, речь идет о неуправляемом и неконтролируемом процессе, называемым многими «талибанизацией Пакистана». Это как раз то, что объективно характеризует сегодня обстановку в стране. Неконтролируемым по той простой причине, что процесс этот исходит от обездоленных и многократно обманутых масс.

Конечно, после решительного присоединения военного режима во главе с генералом Мушаррафом к антитеррористической операции во главе с США этот процесс замедлился, но не остановился совсем.

Между тем, обещания, щедро раздаваемые правительствами и режимами, остаются невыполненными. Ни гражданские, ни военные власти не могут накормить и обустроить народ. В этих условиях людям не остается ничего, кроме веры в хорошо понятные им вековые традиции ислам. Но зачастую это не тот ислам, который проповедуют просвещенные мусульмане, прекрасно понимающие необходимость осовременивания многого в их религии, а примитивный ислам талибов, видящий все в черно-белых тонах.

Подобно высшему офицерству в армии, в верхнем эшелоне бюрократии тоже есть люди, открыто или тайно разделяющие ориентацию на тотальную исламизацию. Их сравнительно немного, но они есть.

Как уже говорилось, нельзя исключать, что исламская волна в перспективе вынесет улемов на самый верх - к власти. Возможно, улемы на какой-то момент и смогут захватить власть, но править самостоятельно - нет, и для этого есть веские причины.

Все парламентские выборы, когда-либо проходившие в стране, заканчивались для них крахом. Это отражает объективную реальность - население страны при всем его уважении к исламу хорошо понимает ограниченные возможности своих духовных пастырей. Улемы совершенно не приспособлены к кропотливой повседневной работе, которая является сутью деятельности любого правительства. Прихожане знают, что их мулла - это человек, который не может похвастаться ничем, кроме формалистического знания Корана и Сунны, и не видит дальше пределов своей мохаллы (квартала). А ведь такие муллы - это костяк любой религиозной партии, и как раз из их среды в случае прихода к власти такой партии будут назначаться министры.

Клирики и военные - это еще не все общество. Помимо крестьян, представляющих большинство населения, есть в нем и такие составляющие, как крупные землевладельцы-феодалы, верхушка бюрократии и крупный (хотя и сравнительно малочисленный) бизнес.

Эти социальные слои и по сей день хорошо представлены в офицерском корпусе пакистанской армии. Традиционно эти силы определяли направления и пути развития Пакистана и оказывали огромное влияние на его государственную политику.

Переворот, устроенный в Пакистане армейским руководством во главе с начальником объединенного комитета родов войск генералом Первезом Мушаррафом 12 октября 1999 г., в очередной раз показал рискованность каких-либо долгосрочных прогнозов относительно тенденций и настроений, существующих в армии. В течение 10 лет после демонтажа режима Зия уль-Хака наиболее квалифицированные аналитики высказывали мнение, что среди офицерства преобладали настроения в пользу выполнения вооруженными силами сугубо конституционных функций - защиты внешних границ. Активное участие армии в политическом процессе и даже ее использование в целях стабилизации внутриполитической обстановки (то есть предусмотренные конституцией функции) якобы признавались нежелательными большинством нынешнего поколения пакистанских офицеров. В этом убеждала позиция, занятая предыдущим начштаба генералом Джехангиром Караматом.

Генерал Первез Мушарраф, которого Наваз Шариф назначил на пост начштаба после Дж. Карамата, повел принципиально иную, отличную от своего предшественника линию. Он с готовностью согласился ввести армию в Синд с целью «наведения порядка» и восстановления законности. Многие открыто приветствовали приход армии и выражали уверенность в том, что только ей по плечу задача наведения порядка не только в провинции, но вообще в стране. Сторонники неучастия вооруженных сил в политике и даже отказа от ограниченной помощи гражданским властям в периоды кризисов оказались в меньшинстве. Армия как бы освободила страну от необходимости следовать по пути так нелегко дающейся ей демократии.

Страницы: 13 14 15 16 17 18 


Статьи по теме:

Основные принципы либерализма
Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью [1] и свободой частного пред ...

Институциональные элементы в функционировании политической системы общества. Место государства в политической системе общества
Государство в политической системе занимает центральное место. Оно одновременно выступает ведущим субъектом политической системы, поскольку, во-первых, обладает суверенитетом, т. е. независимостью и самостоятельностью по отношении к кому ...

Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельчески ...