Исламизация пакистанского общества. Влияние ислама на
политику правительства в ПакистанеСтраница 16
Материалы » Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 – 2000 гг.) » Исламизация пакистанского общества. Влияние ислама на
политику правительства в Пакистане
Принцип «больше традиционного общества - меньше демократии» работает без сбоев. Наиболее авторитетная религиозная партия страны «Джамаате ислами», образно говоря, все последнее десятилетие находится между искушением отдаться конформизму, став респектабельной буржуазной партией, и желанием не растерять свой авторитет революционной партии среди последователей-фанатиков. Окончательно интегрироваться в политическую систему страны - значит отказаться от революционных методов борьбы за построение «истинно исламского государства», разработанных и предложенных основоположником исламского фундаментализма в Пакистане АА. Маудуди. Между тем инерция вовлечения фундаменталистов в политический процесс набрала во времена Зия уль-Хака такие темпы, что теперь сохраняется как нечто самодовлеющее. Другими словами, властям не надо предпринимать особых усилий, чтобы сдерживать революционный пыл религиозных экстремистов ДИ. Одиннадцатилетняя сопричастность ДИ к делам управления страной в период военной диктатуры объективно укрепила позиции того крыла партии, которое выступает за ее полнокровное и постоянное участие в политическом процессе наряду с другими партиями.
Дело, однако, в том, что в партии активны и представители левого крыла, фундаменталисты-ортодоксы. Они допускают парламентскую и иную популистскую активность, но лишь как тактическую уловку, которая отнюдь не означает отказа от революционных действий в целях захвата власти, если обстановка для этого благоприятна. На руку им играет и тот фактор, что государство любой ориентации (демократической или авторитарной) не может позволить себе непримиримое, а тем более враждебное, отношение к адептам религиозной идеологии. Как раз поэтому на протяжении десятилетий мы наблюдаем, казалось бы, противоречивое, а иногда и просто труднообъяснимое, отношение властей к религиозным партиям.
Следует, однако, иметь в виду, что стремление центра без нужды не портить отношения с религиозными партиями и, особенно с ДИ и ДУИ, обусловлено, помимо прочего, боязнью разрушить то единственное связующее начало, которому Пакистан обязан своим существованием. Тот факт, что страна до сих пор избегала ситуаций, когда всерьез возникала угроза распада (исключая, конечно, 1971 г.), объясняется прежде всего действием исламского фактора. Ислам - вот то, что связывает воедино разнородные по этническому, лингвистическому, экономическому, региональному и другим признакам территории. Центр, к какой бы части политического спектра он не тяготел, не может не видеть этого. Ислам стал фактором легитимности того или иного правительства, да и всего государства Пакистан. Исчезни этот фактор завтра, и процесс распада не займет много времени. Государство Пакистан просто перестанет существовать.
Именно это обстоятельство дает в руки ДИ ценный козырь. При возникновении конфликтов между центром и провинциями партия практически всегда стремилась выступать в роли посредника, симпатизирующего центру. Так или иначе, она всегда выступала против сил региональной или этнической обособленности, желая подчеркнуть примат ислама, его верховенство над всеми другими факторами, включая национальный.
Такая линия поведения обусловлена также пониманием, что если общая принадлежность к исламу как главный признак легитимности государства будет по каким-то причинам отвергнут, то ДИ должна будет довольствоваться статусом региональной пенджабской партии.
Симбиоз ДИ и центра выглядит как долгосрочный фактор, который будет действовать до тех пор, пока центробежные тенденции остаются под контролем сил, выступающих за сохранение пакистанской государственности. И, надо сказать, это настоящий симбиоз, объективно необходимый обеим сторонам.
Огромную роль в деле вовлечения ДИ в легитимный политический процесс сыграл Зия уль-Хак. Он исповедовал ту же идеологию исламского фундаментализма, что и ДИ, и потому пошел на частичное удовлетворение политических амбиций партии, предоставив ей место младшего партнера у кормила власти. Не из прекраснодушия, а взамен на идеологическое, пропагандистское и организационное обеспечение интересов и запросов возглавляемого им режима Но времена благополучного существования под сенью военного режима кончились, и партии пришлось задуматься над тем, как строить свою политику дальше, что делать с провозглашенной ею революционностью. Надо было выработать тактику действий с учетом того, что партия оказалась в одной компании с другими политическими силами, где господствовали иные правила игры, критерии целесообразности. Интересно, что, верно прослужив долгие годы в качестве подпорки наиболее антидемократичного режима за всю историю Пакистана, ДИ стала менее опасной для демократии, чем когда бы то ни было. Из нее был основательно выпущен революционный пар. Это и способствовало отходу от нее непримиримых экстремистов, моджахедов по духу, которых прежде ДИ рассматривала как свой золотой актив. В партии началась дискуссия о политической линии между представителями двух противостоящих друг другу крыльев. Она продолжалась на протяжении всей первой половины 90-хгг. Между тем отсутствие определенности отторгало от ДИ все новые кадры. В стране множилось число мелких экстремистских исламских организаций, перетягивавших к себе кадры ДИ и перспективных членов этой партии. Многократно усилилось влияние ДУЙ.
Статьи по теме:
90-е годы, полный захват информационного пространства
Фактически в 1991 -1992 годах с приходом к власти Ельцина и Гайдара произошла своеобразная буржуазная революция, которую события 1993 года только закрепили. Причём именно своеобразная, - без введения некой строгой и красивой структуры бур ...
Революция в маленьком городе
В Интернете идёт много разговоров о возможной революции в России и все потенциальные прорицатели революции зациклены на том, что она осуществится в Москве, как столице России. Однако столица, она на то и столица, что бы в ней всяких там р ...
Понятие и типология
политических режимов
Понятие “политический режим” - одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства, поскольку в предел ...