Политический процесс, его особенности в Российской
ФедерацииСтраница 2
Материалы » Роль государства в политической системе » Политический процесс, его особенности в Российской
Федерации
В результате реформ, предложенных в 2000 г. администрацией Президента РФ В. В. Путина и направленных на укрепление исполнительной вертикали власти, был реорганизован Совет Федерации. С 2002 г. в него кооптируются не главы регионов и местных законодательных собраний, а лишь по два представителя из субъектов Федерации. РФ была условно разбита на семь федеральных округов, в каждый из которых назначен представитель Президента РФ для координации на местах органов власти общефедерального подчинения (МВД, военные округа и т. п.).
В сентябре 2004 г. Президент РФ в целях укрепления государственной власти, управляемости страны и повышения ответственности властных лиц предложил ряд существенных мер. В общем они сводятся к следующему:
Главы регионов (губернаторы) должны не избираться прямым и всенародным голосованием, но избираться законодательными собраниями субъектов федерации по представлению Президента РФ.
На выборах в Госдуму ввести исключительно пропорциональную систему выборов по партийным спискам.
Учредить для широкой общенародной дискуссии по наиболее актуальным проблемам Общественную Палату с функциями контроля за деятельностью высших органов власти.
В пореформенной России законодательно оформлен: принцип многопартийности.
Простор партийно-политическому строительству в современной России дал 1990 год, когда законодательно была отменена 6-я статья Конституции СССР, юридически закреплявшая положение КПСС как единственной партии в стране, ведущей и направляющей силы советского общества. Первыми были зарегистрированы ЛДПР (Либерально-Демократическая партия России) (лидер — В. В. Жириновский) и наследница КПСС — КПРФ (лидер — Г. А. Зюганов). Этот период партийного развития, главным образом был связан с позиционированием на политическом поле страны «правящих партий» (по большей части декларативно — «ДВР», «НДР», «Единство») и подчеркнуто оппозиционных — КПРФ, «Яблоко» и пр.
К 2001 г. в органах юстиции (включая местные) было зарегистрировано более 1200 партий, движений и объединений. Однако считать партийную систему современной России сложившейся нельзя. Во-первых, большинство существующих партий таковыми на самом деле не являются, ибо не обладают классическим набором признаков, характерных для этого политического института. Во-вторых, налицо огромное количество организаций-однодневок, созданных либо под конкретного лидера, либо в интересах предвыборной борьбы. В-третьих, у этих партий нет устойчивого электората, они малочисленны.
Дальнейший этап формирования партийной системы современной России связан с принятием в 2001 г. Государственной Думой «Закона о политических партиях», согласно которому зарегистрированными в Минюсте РФ и, следовательно, имеющими общефедеральный статус, являются те партии, которые имеют региональные представительства в более чем половине регионов РФ и насчитывающие не менее 10 000 членов. Партии, прошедшие в результате выборов в Госдуму, имеют право рассчитывать на государственную финансовую поддержку и создать свои фракции в Госдуме.
Сверхзадача, которую решает данный закон, — создать в РФ «цивилизованную» партийную систему на основе сложившихся 2—3 крупных, сильных партий. С этой целью уже на выборах 2007 г. предвыборный барьер поднят до 7 %. Их сила должна, скорее, заключаться не в массовости или близости к власти, а в сочетании всевозможных ресурсов. Именно они, по задумке разработчиков закона, и призваны делить большую часть политического рынка, осуществлять поэтому законодательную власть. Это выработает .необходимый минимум ответственности за принимаемые решения. Оставшиеся социальные ниши обязаны занять не партии, а формирующееся гражданское общество и его подразделения — альтернативные гражданские движения, сосуществующие в режиме сотрудничества и взаимодействия.
Статьи по теме:
Вильгельм Блос об условиях формирования предпосылок революции и движущих
силах революции
Описывая положение Германии накануне революции, Блос выделяет следующие моменты: 1815 г. – разделение Германии на 39 государств, в том числе 4 вольных города, а также создание Германского Союза – организации обороны против враждебных втор ...
Формирование имиджа государства с помощью PR
методов. Значение «имидж страны» на внешних рынках
Имидж страны – стратегический капитал, позволяющий продвигать товары за рубежом и привлекать инвестиции. Традиционно имиджем страны занимается государство.
Проблема создания имиджа стран актуальна давно, и в последнее время самые разные ...
Русский политический консерватизм.
Консерватизм как идеология.
Жить значит меняться, оставаясь неизменно самим собой.
То, ради чего стоит жить, то, от чего нельзя ни при каких обстоятельствах отказаться, называется "идентичностью". Консерватизм есть идеология, ...