Политический процесс, его особенности в Российской
ФедерацииСтраница 1
Материалы » Роль государства в политической системе » Политический процесс, его особенности в Российской
Федерации
Важнейшим элементом политической системы общества являются политические партии — добровольные организации людей, которые объединены едиными целями и действиями, стремлением к обладанию политической властью либо к участию в ней в целях реализации интересов определенных классов и социальных групп. Политические партии возникают в целях выражения интересов определенной социальной группы и реализации этих интересов с помощью политической власти. Политические партии выполняют ряд функций:
выявление и оформление интересов социальных групп и отдельных граждан;
обоснование путей и способов реализации этих интересов;
формирование общественного мнения в пользу своей партии.
В механизме власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Правящие партии формируют и направляют деятельность органов законодательной и исполнительной власти. Оппозиционные партии предлагают альтернативную политику. Политическая система, в которой помимо правящей партии существуют оппозиционные, партии, называется многопартийной системой. Для нее характерны следующие признаки:
партия изменяет свой статус в зависимости от результатов политических выборов;
между партиями существует конкуренция, которая предполагает выдвижение альтернативных вариантов общественного развития;
равное право всех партий в борьбе за власть.
Многочисленные западные партийные системы делятся на следующие группы:
Многопартийная система без монопольно господствующей партии.
Многопартийная система с монопольно господствующей партией.
Двухпартийные.
Однопартийные.
Функции общественно-политических движений и организаций в политической системе
Общественно-политическое движение есть совместная продолжительная деятельность людей, разделенных территориально, развертывающаяся во внепроизводственной сфере, имеющей характер гражданской инициативы. В него объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движения направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем Общественно-политическое движение — массовая форма активности людей. Основание движения производится на учредительном съезде или конференции. Эти общественные движения, как правило, неустойчивы и неопределенны по численности и составу.
Место массовых политических движений в обществе проявляется в их функциях:
контроля и ограничения «снизу» монопольных решений, идущих «сверху»;
протеста — реализуется через предложение, популяризацию и внедрение альтернативных вариантов
решения общественных проблем, установление социальных ограничителей;
трансформации, изменения приоритетов развития;
демократизации общества — массовые движения способствуют развитию прямой демократии;
содействия формированию гражданского общества;
дополнения деятельности государства — подпитка его новыми инициативами и идеями;
ослабления социальной напряженности в обществе;
воспитательной — перестройка существующего общественного сознания, не отвечающего требованиям времени;
психологической — участие в акциях массовых движений позволяет удовлетворить эмоциональную потребность людей в общении, преодолеть отчуждение.
Массовые движения открывают возможность активного воздействия человека на окружающую действительность.
В настоящее время зарегистрировано более полутора сотен общероссийских политических общественных объединений.
Политические процессы, происходящие в современной России, характеризуют переход от посттоталитарного политического режима к демократическому. Современная Россия живет по Конституции, принятой в результате всенародного референдума 1993 г. Согласно этому Основному Закону, Россия является федеративным, правовым, демократическим государством в форме президентской республики. В Конституции 1993 г. был впервые закреплен принцип разделения властей. Законодательная власть представлена следующей системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); законодательные собрания субъектов РФ. Исполнительную власть представляют Правительство РФ и органы исполнительной власти на местах. Судебная система состоит из трех уровней: Конституционные суды РФ и республик, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ, арбитражные суды. Во взаимодействии ветвей власти в современной России произошел конституционный перекос в сторону чрезмерного раздувания полномочий исполнительной (и особенно президентской) власти. Так как парламент отстранен от формирования правительства, он фактически не отвечает за принимаемые решения и законы. Все это может приводить к противостоянию исполнительной и законодательной властей, причем последняя больше занята внутрифракционными и партийными конфронтациями. В достаточной степени не определены права и полномочия федерального центра и 89 субъектов Федерации.
Статьи по теме:
Личность как объект и субъект политики
1. Сравните эти две модели. Какая из них представляется более плодотворный и почему? Модель интереса опирается на традиции западного индивидуализма, может ли она быть реализована в странах с традиционно - коллективисткой политической куль ...
Расизм и шовинизм
Расизм – это психология, идеология и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас.
Шовинизм [франц. chauvinisme, от имени Н. Шовена (Chauvin), сол ...
Пакистан в 1947-1977
Не следует, однако, возникновение и развитие тенденций к государственному обособлению территорий на северо-западе колониальной Британской империи в Южной Азии связывать только с ростом религиозно-общинных противоречий, используемых колони ...