Идейно-политическая ориентация движенийСтраница 1
Материалы » Политические движения и их динамика » Идейно-политическая ориентация движений
Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий.
Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.
Типология (классификация) партий | |
По социальной направленности программы и деятельности |
Социал-демократические;либерально-демократические; коммунистические; классовые; националистические; расовые; фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные |
По идейным основаниям деятельности |
Доктринальные (защита своей идеологии); прагматические (ориентирующиеся на практическую целесообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг конкретного политического лидера) |
По методам выполнения программы |
Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества); реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений) |
По характеру политических действий |
Реакционные; консервативные; умеренные; радикальные; экстремистские |
По представительству в высших органах государственной власти и отношению к официальной политике |
Правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные) |
По месту в политическом спектре |
Левые; центристские; правые |
По стилю общения между партийными лидерами и рядовыми членами |
Демократические; антидемократические |
По организационной структуре |
Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты); лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и территориально-производственного объединения своих членов) |
По характеру членства |
Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру) |
По виду партийного руководства |
Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства; консенсусного руководства |
Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.
Статьи по теме:
Политика и международные отношения. Внешняя политика
государства: сущность, формирование, функции и методы осуществления
Вешняя политика обладает рядом собственных специфических особенностей. Она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирован ...
Сущность государства и основные концепции его происхождения
Определение природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования.
Государство — это организация политической власти, содействующая пре ...
Утверждение целевой программы
Целевые программы, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.
После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказч ...