Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборахСтраница 1
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборах
Конституция РФ 1993 года, закрепившая установившуюся в стране институциональную систему, утвердила неравномерное распределение полномочий и ответственности между институтами власти. Институт президентства оказался фактически вынесен за рамки разделения властей. При этом не было создано элементарных механизмов не только гражданского, но и парламентского контроля за деятельностью Президента РФ.
В 1994году был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации». В законодательстве устанавливалась, в частности, возможность двойной баллотировки кандидатов в общефедеральном списке избирательного объединения и в одномандатном округе. Закреплялся 5-процентный барьер голосов избирателей, необходимых для участия партий в распределении мест по общефедеральному округу.
Данный барьер вводился для того, чтобы преодолеть такой недостаток пропорциональной системы, как отсутствие стимулов, сдерживающих фрагментацию партий. Кроме того, утверждался петиционный принцип выдвижения кандидатов и списков кандидатов, в соответствии с которым для участия в выборах кандидатам было необходимо собрать определенное количество подписей. Это был рамочный закон, в соответствии с которым в 1995г. Были приняты федеральные законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».
Выборы депутатов Государственной Думы в декабре 1995г., президентские выборы 1996г., выборы президентов и глав администрации субъектов Федерации и их законодательных (представительных) органов показали несовершенство избирательного законодательства в России. В связи с этим в сентябре 1997г. Был подготовлен и принят новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации». На его основе были изменены региональные и местные законы о выборах. Однако и этот закон оказался не идеальным. В практике выборов появились новые антитехнологии, против которых можно бороться только посредством закона. Поэтому в марте 1999г. Были внесены серьёзные изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях .»).
С учетом этого закона в июле 1999г. Был принят новый Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Стремление депутатов сделать выборы цивилизованными привело к появлению в законе разъяснений, уточнений и комментариев. В результате закон получился громоздким, «неудобоваримым». Даже на его опубликование потребовалось немало средств (текст закона занимал 350 страниц).
Конституция РФ в ст.81 определяет порядок избрания Президента РФ, в ст.95-97 порядок формирования Совета Федерации и избрания депутатов Государственной Думы, а в ст. 130 - порядок формирования органов местного управления. Почему-то в Конституции РФ «пропущен» такой важный уровень в системе государственной власти и управления, как региональный. Субъекты Федерации разрабатывают и принимают законы о выборах законодательных органов республик, краев и областей и глав их администраций или президентов, а также законы о выборах представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований. В принимаемых на этом уровне избирательных законах содержалось множество разногласий и несоответствий с федеральными законами.
В феврале 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении один из пяти представленных законопроектов «О политических партиях». В связи с этим дискуссия по данному вопросу разгорелась с необычайной силой. А это показало, что закон действительно необходим, в связи с тем, что за последние годы наши политики, законодатели, высокие должностные лица, все чаще ограничивают свою аргументацию соображениями политического, экономического, социального характера, игнорируя правовые основы и аспекты любой обсуждаемой ими проблемы. Или прямо призывая пренебречь юридическими «формальностями» и решать любые проблемы «по понятиям».
Статьи по теме:
Политическая культура
1. Чем, «культурная колонизация» отличается от «культурного обмена» и допустимо ли политическими средствами противостоять культурной экспансии?
На мой взгляд «культурная колонизация» отличается от «культурного обмена» тем, что культурный ...
Элементы политической системы общества
В современной литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти ...
Социальная утопия и антиутопия в политике
1. Следует ли из логики К. Мангейма, что мы «обречены» на использование утопий в политике? Какие политические механизмы могут помочь обществу избежать «тотального» воплощения какой-либо утопии?
Из логики К. Мангейма следует, что мы так с ...