Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборахСтраница 2
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Современная нормативно-правовая база деятельности политических партий в
выборах
Политолог А.Кива в «Независимой газете» от 9 февраля 2000года, поддерживая этот проект, голословно утверждал, что якобы никто в России не станет утверждать, что «нам» необходимы 50 политических партий и 150 общественно политических объединений. Слово «нам» не понравилось многим. И ему сразу же ответили, что, конечно, есть люди, и их немало, которым многие партии и движения не нужны. Но есть и другие люди, которым, может быть нужна та или другая партия, то или другое движение. Предлагается лишить этих людей (пусть даже меньшинство) права на объединение в эти партии или движения. Демократия не только правление большинства, но и защита прав меньшинств. А общественное значение политических объединений зависит не только от числа их членов, сколько от количества сторонников, поддерживающих данное объединение своими голосами на выборах, референдумах, митингах и т.д.
Профессор В.А.Кикоть утверждает, что приводились совершенно неосновательные ссылки на «мировой опыт».
В ряде стран, сравнительно с Россией небольших (Польша, Венгрия, Чехия и др.), где почти не существует свойственного России великого разнообразия серьезных политических, социальных, этнокультурных, религиозных и т.п. региональных и местных условий и соответствующих им интересов. Где существуют более или менее развитые традиции политической жизни, - в этих странах партий действительно меньше, чем в России. Следует ли из этого, что в России их должно быть также мало?
Столь же не основательны ссылки на плохо понятый опыт ряда других стран, где наличие современной системы немногих, но крупных партий -результат процесса, длившегося века: этот путь, возможно, не столь долгий, России еще предстоит пройти. Явно тенденциозно утверждения, что именно чрезмерная многопартийность (в Бирме!) привела к установлению военной диктатуры. Но Россия уже пережила более 70 лет коммунистической однопартийной милитаризованной диктатуры и попытки ее восстановления частью реакционной военщины и политической «элиты» в 1991 и 1993г.г.
О некоторых спорных общих чертах рассматриваемого закона:
1. Первый такой вопрос-заглавие закона «О политических партиях». Оно настолько абстрактно и невыразительно и двусмысленно, что уже вызывает сомнения и недоверие. Такое заглавие может означать все что угодно - от запрета любых партий военной диктатурой" до абсолютной свободы сознания и деятельности любых политических партий без всякого ограничения. Не исключая любых решений промежуточного характера- разрешения на деятельность одних партий (особенно угодных властям, намеренным ограничить демократию и конституционные свободы граждан), запрет других партий (не нужных властям, излишне либеральных) и т.п.
2.Вопрос о юридической силе закона о политических партиях и его месте в иерархии законов Российской Федерации. Этот вопрос очень важен, поскольку Конституция РФ имеет в целом высшую юридическую силу. А идеологическое и политическое многообразие, а также выражающая его многопартийность, согласно ст. 13 (части 1,2,3) включены в число основ конституционного строя Российской Федерации (т.е. в главу 1 Конституции РФ), которым, согласно ее статье 16-й, не могут противоречить никакие другие положения этой Конституции. Наивысшую юридическую силу этой, как и других основ конституционного строя России, следовало бы конкретизировать не обыкновенным федеральным законом, а федеральным конституционным законом, чтобы никакой федеральный закон не мог ему противоречить, что соответствовало бы части 3 статьи 76 Конституции РФ.
3.Неприемлемая общая политическая установка рассматриваемого закона ясно выражена уже в преамбуле. В ней говорится, что исходя (якобы!) из политического многообразия и многопартийности, государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий, оказывает им поддержку в их деятельности и гарантирует им равенство перед законом «независимо от идеологии, целей и задач, изложенных в их учредительных и программных документах». Независимо не только от их формальных деклараций, но и от тех их, не упомянутой деятельности, целей и отдельных действий, с которыми - в случае их неконституционности - ст. 13 (ч.5), ст. 29 (ч.2) и др. Конституции связывают прямой запрет существования таких общественных объединений, то - есть, разумеется, и политических партий.
Статьи по теме:
Высшие органы власти Российской Федерации
(с декабря 1993г.)
глава государства
Президент РФ
Исполнительная власть Законодательная власть
Правительство РФ Федеральное Собрание – парламент РФ
Совет федерации Государственная Дума
Судебная власть ...
Основные принципы теории плюралистической
демократии
Генетически первым в истории современной западной цивилизации возник либерализм. Либерализм - сложное, многоплановое явление. Это и тип мировоззрения, определенный способ мышления, и политическая доктрина, и конкретная политическая практи ...
Структура и функции государства
Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино все многоо ...