Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мыслиСтраница 3
Материалы » Политическое лидерство - теории, принципы и особенности » Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мысли
Сторонники биологизаторского подхода объясняют природу политического лидерства тем, что в человеческом обществе в стрессовые, кризисные ситуации появляется лидер, таким же образом, как и среди животных в подобных ситуациях всегда находится вожак. Для такого лидера имеет значение состояние здоровья, возраст, физическая пригодность, внешний вид, энергичность и т.д.
В настоящее время достаточно изученным вопросом по феномену политического лидерства является типология. Наиболее признанной считается типология политического лидерства, предложенная знаменитым немецким ученым М.Вебером. Понимая под лидерством способность "отдавать приказы и добиваться повиновения", он различал три его главные разновидности:
1.Традиционное - вера в святость традиций передачи власти по наследству (доиндустриальное общество).
2. Бюрократическое (рационально-легальное) - вера в разумность, законность порядка избрания лидера (демократическое государство).
3.Харизматическое лидерство - вера в сверхъестественные, экстраординарные, подчас магические способности личности. Таким образом, очевидна связь между типами политического лидерства и типами господства, которые выявил М.Вебер, т.е. первое из них всегда порождает второе.
Наибольшую известность приобрела типология лидерства, которая сводит все к стилю отношений лидера (руководителя) к подчиненным: на авторитарное (стремление к монопольной власти) и демократическое (уважение интересов и мнений всех членов групп или организация, их участие в управлении).
В зависимости от типа взаимодействия в группе различают формальных и неформальных лидеров. В.Парето, развивая идеи Н.Макиавелли о качествах государя, выделил два типа лидерства: лидеры-львы, которые чаще действуют прямолинейно, методами силового давления; лидеры-лисы, умеющие лавировать, предугадывать ход событий, скрывающие истинные цели и т.д. Но идеальным типом, по мнению В.Парето, является тип политика, обладающего сокрушительной силой и твердостью льва, ловкостью и хитростью лисицы.
В зависимости от избираемой тактики достижения поставленных целей выделяют лидеров-реформаторов (стремление к изменениям) и лидеров-революционеров (экстремистская тактика, насилие). Существуют и другие классификации лидерства.
Таким образом, существование политического лидерства как феномена определяется объективными потребностями организации и функционирования общественно-политической жизни. Являясь важным компонентом политического процесса, политическое лидерство как политологическая проблема не может быть признана достаточно изученной. На данный момент в политологии отсутствуют работы, результаты которых, на наш взгляд, могли бы ликвидировать пробелы по следующей проблематике: объяснение характера и природы политического лидерства, механизмов их выдвижения и утверждения, взаимодействия с институтами общества, социокультурная среда и историческая почва политического лидерства. Нам представляется, что продуктивным вектором развития исследований данного феномена, могут стать научные работы на стыке политологии и других общественных наук: философии, социологии, психологии, антропологии, истории и др.
Статьи по теме:
Элементы политической системы общества
В современной литературе политическую систему обычно определяют как совокупность государственных и общественно-политических организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти ...
"Порядок на рынках"
Цели проекта: Наведение порядка в области торговли на рынках, поддержка отечественных товаропроизводителей, обеспечение защиты прав потребителей. Создание правовой основы, предусматривающей здоровую конкуренцию в этом секторе экономики и ...
Общие признаки демократии. Прямая и представительная демократия
Понятие термина «демократия» означает народовластие, власть народа.
Признаки демократического политического режима: юридическое признание народа источником власти; реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную ...