Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мыслиСтраница 1
Материалы » Политическое лидерство - теории, принципы и особенности » Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мысли
Общественно-политические процессы, в частности выборы органов исполнительной и законодательной власти, имеющие особо важное значение в современной России, требуют от участников объективного понимания закономерностей выявления, утверждения и деятельности новых политических лидеров, природы политического лидерства вообще. Мировая и отечественная наука посвятила исследованию данной проблемы десятки тысяч трудов, выработала множество теорий, доктрин и концепций, пытающихся объяснить феномен политического лидерства. Однако мозаика научных представлений отнюдь не есть целостная система и не является достаточной как научное знание. Более того, на сегодняшний день в отечественной науке отсутствуют специальные исследования, анализирующие проблемы изучения феномена политического лидерства. Описательный подход, существующий в российской политологии, не способствует систематизации, структурированию теоретических представлений, критическому анализу эмпирических исследований, выявлению "белых пятен" и бесспорных научных достижений в сфере изучения политического лидерства.
Каковы результаты исследования политического лидерства, достигнутые за многовековую историю политической мысли?
Современные отечественные энциклопедические издания трактуют политическое лидерство как способ построения власти, основанной на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем, достижения групповых целей, задач общественного развития.
К данному представлению о феномене политического лидерства политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена.
Первые попытки определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.
Другая точка зрения на то, каким должен быть политический лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превосходит других разумом.
Один из известных мыслителей Средневековья Фома Аквинский обосновывал идею о том, что лучшим политическим лидером мог быть только монарх. Мыслитель говорил, что "государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель - монарх".
Таким образом, все вышеперечисленные представления мыслителей древности сводились к единому пониманию и определению политического лидера - монарха, т.е. харизматического лидера.
Самый значительный вклад в исследование политического лидерства внес Н.Макиавелли (эпоха Возрождения). В своем трактате "Государь" он дал одно из первых объяснений политического лидерства.
Суть его теории эффективного лидерства:
1. Власть лидера коренится на поддержке его сторонниками.
2. Подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них.
3. Лидер должен обладать волей к выживанию.
4. Правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Хотелось бы отметить, что одну из частей трактата "Государь" Макиавелли посвятил характеристике качества политического лидера (правителя). По мнению философа, правитель как общественный деятель, руководствуется моралью силы этого мира, исходит из строго проанализированных реальных фактов, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным деспотом. Он должен сочетать в себе качества льва (сила) и лисицы (хитрость). Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом. Таким образом, в теории Макиавелли отражены определения характерных черт, которыми должен обладать лидер и именно они дают начальную, базисную теорию черт. Именно в этом и состоит заслуга Н.Макиавелли, т.к. он исследовал и дал качественно новое и отличающее от сделанного его предшественниками содержательную характеристику феномена политического лидерства.
Статьи по теме:
Основные идеи неоконсерватизма
Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильно ...
Председатель
Конституционного Суда Украины
Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного суда Украины из состава судей Конституционного суда Украины только на один трёхлетний срок. Голосование проходит путём тайной подачи ...
Ушел ли тоталитаризм вместе с двадцатым веком
О тоталитаризме написано несметное число работ, одна их библиография занимает целые тома. Начиная от Ханны Арендт, автора классического, основополагающего труда "Происхождение тоталитаризма", многие историки, философы, политолог ...