РеволюцияСтраница 4
Материалы » Формы политического процесса » Революция
Переоценка роли элиты, профессиональных революционеров в процессе преобразований свойственна не только теоретикам и практикам левого экстремизма. Это весьма распространенная ошибка. На самом деле, элиты играли в революциях очень противоречивые роли. Вначале новые элиты поддерживают, прежде всего, революционные выступления отдельных наиболее радикальных групп населения и осуществляют преобразования в их интересах. Однако логика революционной борьбы, не поддающаяся рациональному управлению, увлекает как массы, так и элиты совсем не туда, куда они стремились. "Революции - локомотивы истории, но часто они останавливаются не на тех остановках", - не без основания заметил С.Е. Лец. Ожидания масс, руками которых совершается революционный переворот, нередко бывают обмануты.
Примером может служить Мексиканская революция 1910 г., вожди которой вопреки данным обещаниям сделали очень мало для наделения крестьян землею. Социалистические революции в России, в Китае и на Кубе, которые были осуществлены с участием миллионов крестьян, под их лозунгами и требованиями, закончились гибелью миллионов "кулаков" в России, хлеборобов в Китае, изгнанием с земли десятков тысяч фермеров на Кубе.
Революции нередко приводят к гражданским войнам, обычно когда успех революции бывает неполным. Длительные и кровопролитные войны начались вследствие революции в России (1918 г) и Мексике (1910 г).
К. Маркс называл революции "локомотивами истории". Западные политологи и историки нередко возражают против такого определения. Можно ли назвать "локомотивом истории" исламскую революцию 1978 года в Иране? Или кубинскую 1959 года? Такие примеры можно умножить. Подлинно правдивый ответ может быть дан только историей.
Наряду с революциями формой достижения политической власти являются также политические перевороты. Они, в отличие от революций, не ведут к коренным социально-экономическим изменениям, а лишь к персональным перестановкам в центре власти. Осуществляются они по-разному - от навязывания решения до прямого насилия над властью. Характер и направленность переворота зависят от того, какие силы и с какой целью его осуществляют, чьи интересы отражают. Среди политических переворотов известны:
государственный переворот - форма насильственной или ненасильственной смены главы государства или правительства, приведения к власти новых политических сил со стороны представителей аппарата власти или определенных кругов правящих классов; изменения, таким образом, происходят в рамках правящей элиты;
дворцовый переворот - форма смены власти определенной группой лиц, которые находятся при дворе (например, убийство Петра III и занятие трона Екатериной II, позднее - восхождение на трон Александра I вследствие убийства императора Павла I);
путч - форма борьбы за власть при использовании репрессивных мер и опоры на часть армии. Последняя выступает непосредственным инструментом захвата власти или способом психологического давления На правительство с целью полной отставки последнего (не является ли путчем отстранение от власти первого президента Грузии Звиада Гамсахурдиа?);
военный заговор - форма установления власти военными, которая не предусмотрена законами и опирается на военную силу, выражающую, прежде всего, интересы армейского руководства, всего военно-промышленного комплекса.
Наряду с революционной формой политического процесса существует и эволюция, главным инструментом которой является реформа.
Статьи по теме:
Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы
политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический)
Политический режим как явление и научная категория выступает предметом постоянного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на наличие большой теоретической базы, интерпретация данного понятия пока не ...
Современное политическое лидерство в России
Под механизмом политического лидерства понимается система правил в важнейших процессах выдвижения лидера в структуре власти и осуществление им своих властных полномочий. По сути дела, это процесс определения политического лидера и проблем ...
Порядок создания политических партий, организационная структура
В Республике Беларусь в качестве учредителей политической партии могут выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не ...