PoliticalWay

Все стороны политики

Различия лоббизма и GR. Подходы к лоббизму

GR (government relations) – это «государственная система управления» в целом, которая включает все ветви государственной и муниципальной власти.

Несмотря на то, что многие считают, что понятия GR и лоббизм идентичны, а другие, что одно включает в себя другое, имеются чёткие различия между двумя этими понятиями.

Различие терминов лоббизм и GR основывается на их родовидовом анализе: GR - это сфера общего менеджмента, а лоббизм - это лишь инструмент и технология. GR-менеджеру совсем не обязательно знать нужных людей, детали принятия того или иного закона либо постановления, а также быть в курсе текущего политического и межличностного расклада. Он скорее, должен найти и организовать специалистов, которые обладают достаточным, для реализации проекта, багажом профессиональных и личных знаний. Основной обязанностью GR-менеджера является организация общей системы взаимодействия "компания - бизнес-ассоциация - власть" и взаимосвязи внутри собственной компании между PR-подразделением, руководством, акционерами и т.д. GR-менеджер должен быть ответственным за своевременную и качественную подготовку информации корпоративными специалистами. Из-за неразвитости рынка и из-за низкой компетентности всех участников лоббистского процесса говорить о точности терминов пока что не имеет практического смысла. Для примера, в России в 1992 году среди рекламистов было сложно найти различия между "рекламщиком" и "копирайтером". Та же ситуация повторяется, в данный момент, на российском рынке лоббистских услуг.

Что же касается подходов к лоббистской деятельности, то ни один из них не существует в «чистом», идеальном виде, что есть различные варианты сочетания подходов с преобладанием той или другой концепции. Выделяются следующие основные подходы:

1) Психологический подход: лоббизм - манипулятивно-психологическое взаимодействие с чиновниками.

2) Системно-функциональный (институциональный) подход: лоббизм - институт (или функция) политической системы, обеспечивающая взаимодействие субъектов политической интеракции. Лоббизм - средство поддержания равновесия в обществе (Милбрэт, Бэнтли, Мэдисон, Трумэн). В рамках данного подхода, лоббизм можно рассматривать как деятельность, которая дополняет процесс выборов.

3) Инструментальный подход: лоббизм как набор методов и технологий влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

4) Процедурный подход: лоббизм - как органический элемент системы бюрократических правил и процедур принятия решений во властной системе.

5) Плюралистический подход: лоббизм - это деятельность, где все лоббисты являются полноправными участниками системы выработки и принятия ответственных государственных решений.

6) Корпоративистский подход: лоббизм - это деятельность, в ходе которой лишь немногие (а именно, наиболее влиятельные ) группы имеют реальные рычаги влияния на процесс выработки ответственных государственных решений.

7) Коммуникационный (информационный, субсидиарный) подход: (теория Р. Холла) в целях экономии ресурсов (в т.ч. временных) чиновник доверяет лоббисту статус поставщика (информации, контактов, интеллектуальных ресурсов и пр.). Таким образом лоббисты делают возможным для чиновника осуществлять свои функции более эффективно. Сами лоббисты получают за это прямой выход на лицо, принимающее решение.


Статьи по теме:

Приход Кристины Фернандес де Киршнер к власти
Кристина Фернандес победила на выборах 2007 года, являясь кандидатом от правящей партии «Фронт Победы». Она набрала 45 процентов голосов, и отрыв от следующего кандидата составил 20 процентов. «Региональные выборы 2006-2007 гг. показали, ...

Правовая теория Ч. Беккариа
Политическая история Италии эпохи феодализма представляет собой весьма сложную картину. Многие века сохранялась политическая раздробленность страны. Усобицы правителей итальянских княжеств и городов-республик обессилили и обескровили стра ...

Перспективы геополитического развития и проблемы идентификации государств Океании в современном геопространстве. Геополитическое положение и модель развития Меланезии
Проанализируем геополитическое положение островных государств на примере стран Меланезии. Подчеркнем, что само название «Меланезия» (т. е. «черные острова») указывает на цвет кожи аборигенов, но на самом деле она варьирует от светло-корич ...