Пути формирования партийной системыСтраница 3
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Пути формирования партийной системы
Термин «партии» может применяться к таким образованиям сугубо формально, для обозначения пространства их легальной деятельности. По сути же это особые объединения государственной бюрократии, представляющей структуры исполнительной власти, которые пытаются добиться корпоративного преимущества в отношениях с крупным бизнесом и другими элитарными группировками (правда, нынешняя власть не стремится превратить «Единую Россию» в «ядро» политической системы наподобие КПСС). Сцепка существующих сегодня «центристских» партий есть не что иное, как форма выражения интересов бюрократии.
По своей природе, задачам и характеру «партии власти» выражают интересы не государства, а той группировки, которая в данный момент находится у власти. Именно с этим и связана их недолговечность. Ее причины не в том, что соответствующие партии создавало нелюбимое народом «начальство», а в том, что «начальство» периодически менялось. При этом его клиентела в лице партийных функционеров плавно перетекала из ДВР в НДР, из НДР в «Единство» и т. д.
Закон о политических партиях ввел серьезные ограничения на политическом рынке, пожалуй, наиболее существенное из них - требование подтвердить членство в партии не менее 10 тысяч человек (в конце 2004 года «партминимум» увеличили в пять раз). С самого начала эти меры преподносились властям как необходимые для культивирования массовых общефедеральных партий. По этому поводу Михаил Афанасьев в своей статье совершенно справедливо заметил, что «массовые партии - вчерашний день мирового политического процесса» и « в развитых странах происходит как раз «размораживание» прежде устойчивых партийных систем, размывание идеологических идентификаций, сокращение числа членов партий, увеличение флуктации голосов на выборах, маркетизация публичной политики.»1 Афанасьев считает, что наши «просвещенные» бюрократы маршируют под флагом прогресса, но в обратном направлении.
Сделать массовую партию в России еще можно попробовать. Другое дело, что это никому не нужно, в том числе и властям.
Во - первых, это весьма дорогое удовольствие, во - вторых, в случае успеха рискуешь повторить опыт раввина Лёвы и доктора Франкенштейна. Так что все разговоры по поводу «сильных», т.е. массовых общефедеральных партий только разговоры и есть. На самом деле те же власти хотят иметь дисциплинированную и хорошо управляемую оргструктуру, охватывающую всю страну, которую можно было бы оперативно мобилизовать на избирательные и пропагандистские кампании. Её и разворачивают с переменными успехами на базе «Единой России».
Все последние годы администрация президента вместе с вишняковским ЦИК сокращала число участников партийного и выборного сегментов политического рынка и концентрировала в своих руках максимум регулирующих полномочий. Чтобы не было никаких неожиданностей. Именно этой цели служили запрет на создание региональных партий, лишение общественных объединений права на участие в выборах органов госвласти, установление «партминимума» и пр.
Победа на выборах и участие в формировании правительства обеспечивают партии рычаги для реализации интересов гражданского общества. Партия власти - это партия, создаваемая исполнительной властью, стремящейся сохранить свое положение. Функции представительства интересов подобные партии если выполняют, то вынуждено, с целью легитимации власти. Влияние партии власти в России объясняется несколькими причинами:
- несформированностью гражданского общества, низким уровнем политической самодеятельности граждан, а также спецификой их политической культуры. Данная специфика состоит в авторитарно-монологической рассогласованности общества и власти, при которой социум воспринимает себя как «продукт» властного творчества, а власть, в свою очередь, выступает как самостоятельная, автономная, сакральная сила. Российская политическая элита не любит рисковать, поскольку в конфронтационном сознании ее представителей потерять власть означает потерять все. Стремление свести этот риск к минимуму подталкивает властвующую элиту к активным действиям по нейтрализации (или минимизации) влияния электората на сущность и содержание политики. Инструментом такой нейтрализации и становятся партии власти. Особенность российской партийно-политической системы заключается в том, что партий власти здесь множество, они создаются и проявляют свою активность на разных политических флангах, «оттягивая» на себя электорат различных ориентации. Можно сказать, что все российские партии, представленные в парламенте или имеющие шансы на такое представительство, так или иначе можно назвать партиями власти. Иными словами, к данной категории относятся не только «Единая Россия», «Партия жизни», «Возрождение России», «Народная партия», но и КПРФ, ЛДПР и другие оппозиционные организации, которые пока так и не стали полноценными политическими партиями.
Статьи по теме:
Транформация и влияние арабского лобби на политический процесс в США
Американская внешняя политика постоянно испытывает на себе воздействие со стороны различных этнических и религиозных групп, пытающихся изменить ее в ту или иную сторону. Ни для кого не секрет, что в Вашингтоне вполне открыто и легально де ...
Сущность механизма государственной идеологии в СССР
Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический аппарат создавался искусственно решениями высших властей и навязывался обществу «сверху». Он фактичес ...
Понятие и структура политико-правовых доктрин
Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.
За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых докт ...