Пути формирования партийной системыСтраница 2
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Пути формирования партийной системы
Во-первых, не будучи элементами системы, партии, не осознают, что они могут сделать для общества, ставят завышенные задачи, прибегают к безответственной риторике, популизму.
Во-вторых, борьба за власть обостряется и все больше отходит от цивилизованных форм; конкуренция программ (характерная для большинства демократических государств) подменяется конкуренцией пиар-групп, специализирующихся на проведении выборов.
В- третьих, ареной такой борьбы становится законодательный орган, и межфракционные противоречия достигают такого накала, что мешают нормальному законотворческому процессу.
Как показывает мировой опыт, наличие в государстве полноценной многопартийной системы позволяет существенно ограничить влияние указанных негативных явлений на политическую жизнь страны.
Системный характер многопартийности предполагает контакты между партиями, между партиями и избирателями, между партиями и государством. Если эти связи нарушены, нет и самой системы. Многопартийность-самоорганизующийся феномен, но стихийно она не сложится. Чтобы получить систему, которая нужна конкретному государству (России), этот процесс необходимо направлять, используя демократические методы.
Оптимальной для России представляется многопартийная система, включающая в себя две-три общенациональные партии (ядро) и несколько партий- сателлитов, выражающих интересы различных социальных и профессиональных слоев общества, где партии ядра были бы нацелены на завоевание ключевых позиций в законодательной и исполнительной власти, а партии- сателлиты (элементы- системы)- на вхождение во власть(главным образом через победу в одномандатных округах). Такая партийная система могла бы оказать стабилизирующее воздействие на политику, экономику и общественную жизнь в целом.
Партийную систему в современной России следует рассматривать во взаимосвязи с утвердившимся в стране политическим режимом, который можно назвать, олигархическим (выражающим интересы олигархических групп, которые и определяют приоритеты развития страны). Этот «сговор» между носителями власти и олигархами относительно целей политического управления не имеет ничего общего с согласованием многообразных интересов, существующих в обществе. Напротив, возникает особая разновидность «политического корпоративизма», основанного на «политическом торге», что идет вразрез с интересами российского государства и нарождающегося гражданского общества. Корпоративный характер политической власти в России проявляется в деятельности партии власти, в системе подбора и расстановки кадров, в способах принятия политических и экономических решений, в каналах формирования и взаимодействия политической и экономической элит, в использовании государственных ресурсов в групповых интересах чиновников и финансово- промышленных групп.
Цивилизованная борьба партий за демократизацию политического режима и утверждение состязательной партийной системы в России отсутствует. Сложившийся политический режим стремится взять под свой контроль избирательный процесс и партийную систему, что не способствует развитию механизмов политического участия населения и влияния гражданского общества на принятие властных решений в стране. Партия власти защищает политический режим и отстаивает свою монополию на власть. Таким образом, в России возник авторитарный тип партийной системы с так называемым инклюзивной правящей партией, которая способна реагировать на потребности населения и агрегировать интересы различных групп общества, сохраняя при этом свое политическое господство. Функционирование такой партийной системы не ведет к демократизации общества. Но накапливающийся в обществе конфликтный потенциал в конечном итоге выйдет наружу, и народ утвердит себя в качестве суверенного источника власти. Именно тогда, на основе развития гражданского общества и будет сформирована состязательная партийная система.
Отечественные «центристы», есть порождение высших эшелонов исполнительной власти, что исключает их политическую самодеятельность и одновременно вынуждает к установлению контактов с населением путем имитации оппозиционности. Все официальные «центристские партии» нацелены на то, чтобы обеспечить самосохранение бюрократии и корпоративную консолидацию этого слоя, приватизировавшего государственную власть. Это уже не традиционные партии власти, приводные ремни правящего слоя - это сама власть, точнее, ее административный сегмент, адаптированный к работе в условиях гражданского представительства. Поэтому правильнее называть их не партиями, а корпоративно- административными «квазипартийными» образованиями, которые являются неотъемлемой частью властвующего режима, его органическим институциональным элементом, выстраивающим собственные механизмы регулирования поведения граждан и институтов власти.
Статьи по теме:
Общенациональные и региональные особенности политического маркетинга в
избирательной компании и государственном политическом управлении в России в
условиях формирования политического рынка и трансфо
Элементы политического маркетинга в избирательной компании и государственном политическом управлении в России и ее регионах начали использоваться вслед за становлением в стране политического рынка[54] на рубеже 80‑х – 90‑х год ...
Особенности интеграции островных государств в
мировое сообщество
Некоторые островные государства, в том числе Папуа - Новой Гвинея, является членом Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) образованному в 1980 году в целях содействия развитию торговли, расширению экономического вза ...
Введение.
Как свидетельствует исторический опыт, реальная политическая власть в стране может отличаться от провозглашенной в конституции формы правления. Например, в США и в бывшем СССР форма правления была одинаковой- республиканской, но реальная ...