Определение и функции СМИ
Материалы » Средства массовой информации и политическая власть » Определение и функции СМИ
Независимость масс-медиа могут обеспечить соответствующие формы их общественной организации. Существуют три главных формы современной организации СМИ: частная (коммерческая), государственная и общественно-правовая. При коммерческой организации, господствующей, СМИ находятся в частном владении и финансируются исключительно за счет доходов от рекламы и частных пожертвований. Для них характерна жесткая конкуренция за рекламные доходы и аудиторию. Важнейший недостаток коммерческой организации масс-медиа — их прямая зависимость от рекламодателей и владельцев, а также частое забвение общественных интересов и этических норм в погоне за успехом.
В условиях государственной организации СМИ принадлежат государству и прямо финансируются и контролируются им. Преимуществом этой формы организации является независимость СМИ от крупного капитала, подконтрольность парламенту и правительству. Однако государственное финансирование СМИ может снижать их конкурентоспособность и использоваться для их подчинения власть имущим и бюрократии. К тому же, это тяжелое бремя для государственного бюджета.
Общественно-правовая организация СМИ стремится освободить их от государственной и частной зависимости. По этой модели они финансируются главным образом за счет специального налога, выплачиваемого гражданами, имеют права юридического лица и самоуправления, хотя в целом контролируются общественными советами, состоящими из представителей важнейших общественных групп и организаций.
Нынешние СМИ в России – это совокупность предприятий, учреждений и организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации по каналам печатной продукции, радио, телевидения, кинематографа, звуко и видеозаписей.
СМИ и связанные с ними новейшие информационные и компьютерные технологии (в том числе и все более внедряющийся в быт россиян Интернет), используемые в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе.
СМИ вводят человека в мир политики, тех политических ценностей, которые становятся господствующими с точки зрения государственной власти. При этом сам процесс «ввода» информации направлен на формирование у различных групп граждан хотя бы минимума согласия по основным вопросам государственной политической стратегии. Являясь фактором формирования политической культуры, СМИ выступает в качестве наиболее эффективного инструмента познания человеком мира политики.
Функции СМИ:
· Информирование граждан;
· Содействие их политическому образованию и воспитанию, политической социализации;
· Возможность выражения различных общественных интересов, контроле (и критике) органов власти;
· Мобилизация и формирование общественного мнения.
Статьи по теме:
Тоталитаризм: идейные истоки, социальные предпосылки, основные методы
Тоталитаризм как тип политической системы возник в ХХ в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельност ...
Сравнительный анализ
Таким образом, мы увидели все своеобразие избирательных систем трех различных государств. Попробую попарно сравнить их.
Российская и немецкая избирательная системы имеют сходство в том, что каждый избиратель обладает двумя голосами, а та ...
Свастичные символы. Их связь с национализмом
Раньше фильмы про Великую Отечественную войну были черно-белые, и многие не подозревали, что фашистский флаг красного цвета. Его узнавали по свастике. Фашистская свастика олицетворяет все беды страшной войны для целых поколений. Этот симв ...