Политическая карта ЕвропыСтраница 8
Материалы » Политическая карта Европы
Значительно большие изменения произошли в XIX в. в средней части региона. Они были связаны с образованием Австро-Венгрии, объединением Италии и Германии.
Революция 1830 г. коснулась и Италии, что выразилось в вооруженных выступлениях, прежде всего против австрийского владычества. Эти выступления с еще большей силой продолжались в 1848—1849 гг. В дальнейшем процесс возрождения и объединения Италии проходил под лозунгами освобождения от австрийского ига и создания единого национального государства.
Очень большие изменения произошли в XIX в. и на политической карте Юго-Восточной Европы, все еще находившейся под властью Османской империи. При этом главное воздействие на нее оказывали два фактора: подъем национально-освободительных движений и русско-турецкие войны. В результате большинство стран Юго-Восточной Европы добилось сначала автономии, а затем и полной независимости. В 20-е годы стала независимой Греция. Однако при этом Эпир, Фессалия и остров Крит все еще оставались за Османской империей.
В первой половине XIX в. между Россией и Турцией было заключено несколько соглашений, расширявших автономию дунайских княжеств Молдавии и Валахии. Наконец в 1859 г. эти княжества избрали единого господаря, а в 1862 г. объединились в одно государство — Румынию. В течение всего XIX в. борьбу с Османской империей вели и сербы, которые добились сначала внутреннего самоуправления, а затем и полной независимости.
Решающей в деле освобождения балканских народов от турецкого ига стала Русско-турецкая война 1877—1878 гг., которую поэтому обычно и именуют освободительной. По условиям Сан-Стефанского мирного договора Румыния, Сербия и Черногория, увеличенные в размерах, окончательно были провозглашены независимыми государствами. Болгария в пределах от Дуная до Эгейского моря объявлялась вассальным княжеством, зависимым от султана, а Босния и Герцеговина, оставаясь турецким владением, получала определенную автономию. Но в том же 1878 г. на Берлинском конгрессе эти решения были пересмотрены, причем в худшую для балканских народов сторону: Болгария была раздроблена на три части, Босния и Герцеговина передана во временное управление Австрии. В результате Балканы на долгое время превратились в «пороховой погреб» Европы, и уже вскоре вспыхнула братоубийственная сербо-болгарская война, которая, впрочем, не изменила границ обоих государств.
Лишь Польша по-прежнему не имела своей государственности и входила в состав Пруссии, Австрии и России. Несмотря на национально-освободительное движение, достигавшее апогея во времена нескольких крупных вооруженных восстаний, такое положение сохранялось на протяжении всего столетия; отсюда и известная польская поговорка: «Польша не имела девятнадцатого века».
Несколько важных изменений произошло на политической карте Европы еще до Первой мировой воины. На севере в 1905 г. Норвегия после референдума расторгла существовавшую почти сто лет личную унию со Швецией и добилась полной независимости. На юго-востоке в результате первой и второй Балканских войн Турция потеряла почти все свои европейские владения, а освобожденные области перешли к Сербии, Болгарии, Греции и вновь созданной Албании. Босния и Герцеговина, еще раньше оккупированная Австро-Венгрией, была аннексирована ею.
Западная граница России в новое время подверглась очень большим изменениям при общей тенденции постепенного отодвижения к западу. Этот территориальный процесс был связан прежде всего с решением двух внешнеполитических проблем: так называемого «балтийского вопроса», то есть получения выхода к Балтийскому морю, и воссоединения с Россией украинских и белорусских земель.
Южная граница России в период нового времени отодвинулась далеко на юг. Это произошло в результате многочисленных русско-турецких и некоторых других войн, в которых борьба шла на двух основных направлениях — за выход к Черному и Азовскому морям и за обладание Кавказом.
К началу нового времени Черное и Азовское моря были фактически внутренними морями Османской империи. Западное Причерноморье принадлежало ей со всем Балканским полуостровом и дунайскими княжествами. Все Северное Причерноморье с Крымом и Приазовье находились в руках вассального от нее Крымского ханства; кроме того, туркам принадлежали крепость Очаков в устье Днепра и Буга и крепость Азов в устье Дона. Постоянная угроза со стороны Турции и частые набеги крымских татар на южные окраины России мешали колонизации южных степей. Все Восточное Причерноморье также принадлежало Турции или зависевшим от нее небольшим государственным образованиям. А основная территория Восточного Закавказья либо принадлежала Ирану, либо зависела от него.
Первые, хотя и неудачные походы России на Крым были предприняты еще в конце XVII в. Затем последовали два Азовских похода Петра I, которые привели к взятию Азова. В 20-х годах XVIII в. Петром был предпринят Персидский поход, временно поставивший под власть России Восточное Закавказье. Вскоре последовала русско-турецкая война 1735 — 1739 гг., давшая России небольшие территориальные приращения. Но основные события XVII в. на «южном фронте» происходили уже в годы царствования Екатерины II. Наиболее яркое отражение они получили в русско-турецкой войне 1768 — 1774 гг., ознаменовавшейся победами П.А.Румянцева-Задунайского, А.В.Суворова и морским сражением при Чесме, и в русско-турецкой войне 1787—1791 гг., крупнейшими событиями которой стали взятие Суворовым крепости Измаил и победы адмирала Ф.Ф.Ушакова на море.
Статьи по теме:
Основные функции и формы политической власть
Основная функция политической власти – управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших ...
Создание имиджа России внутри государства
Образ России в глазах россиян определяется не столько национальными интересами, сколько их соответствием национальной идее и насущным потребностям граждан.
Для русских переживание своих этнических истоков никогда не являлось значимой сос ...
Вывод
В настоящей работе ее автор исходит из того, что коммуникация для государственного управления является одной из ключевых функций и инструментом воздействия на общество. «По сути, самое управление – это не что иное, как осуществление целен ...