Технологии информационного обманаСтраница 2
Материалы » Политическая система » Технологии информационного обмана
«Подтасовка карт»: односторонний взгляд на проблему, когда в зависимости от требуемого эффекта, приводятся только достоинства или только недостатки.
«Наклеивание ярлыков» или «присвоение кличек»: с помощью оскорбительных выражений, метафор, формируется негативное восприятие личности, причем на основе эмоций, а не логики.
«Перенос»: авторитет известной личности, исторической фигуры переносится на человека, которому необходима популярность.
«Свои ребята» или «игра в простонародность»: демонстрация близости к простым людям.
«Вместе со всеми» или «общая платформа»: акцент на том, что социальная группа, к которой принадлежит человек, либо все общество поступает именно таким образом, и воспринимающий не должен выходить за рамки общего поведения.
Особое место в технологиях воздействия на избирателей занимает политическая реклама: «систематическая профессионально составленная реклама способна внести в подсознание человека даже те идеи, к которым у него существует негативное отношение. Оказывая давление на психику людей, она заставляет не только покупать ненужные им товары, но и избирать чуждых чаяниям и ожиданиям граждан партии и политиков» [Пугачев, 2003, 68]. Реклама - проводник потребительского образа жизни, она разрушает старые традиции, предъявляет новые стандарты жизни, насильственным образом создает у населения потребности, которых оно не имеет.
В основе эффективности политической рекламы лежит то, что побеждает в итоге не всегда самый достойный претендент, а тот, кто сумел понравиться избирателям, победил в борьбе имиджей. Реклама помогает одержать эту победу: она делает кандидата узнаваемым, привлекает к нему внимание, закрепляет в сознании людей необходимые образы и т.д. Реклама должна в емких выражениях, нескольких фразах сформулировать основную идею кандидата, посыл к избирателям. Для лучшего воздействия часто ставка в рекламе делается на эмоции.
А. Цуладзе приводит ряд приемов создания негативного имиджа соперника:
«Вы – свой злейший враг»: в политической рекламе делается акцент на промахах и ошибках конкурента.
«Люди против вас»: слово получают избиратели, бывшие политические соратники, люди, знавшие кандидата, которые в нем разочаровались.
«Перенос»: на кандидата переносятся негативные черты других представителей его партии, политических лидеров. Особенно активно этот прием используется для дискредитации партий и политиков, бывших у власти. Все неудачи политического режима преподносятся как ошибки конкурента.
«Пренебрежительный юмор» и т.д.
Часто в рекламе используются и приемы НЛП, например, так называемое манипулирование противоречивым зрительным рядом, когда на фоне рассказа о кандидате идут зрительные образы нищих, проституток, наркоманов. Запоминается и влияет на избирателей именно негативный зрительный ряд. Многократное повторение политического рейтинга (как и повторение вообще любой информации) также можно считать методом манипулирования сознанием избирателей.
5. Наконец, многие исследователи феномена манипуляции говорят о том, что манипуляционные технологии активно применяются на административном уровне. Методы административного манипулирования некоторые называют методами косвенного влияния на политическое поведение человека, однако они не менее действенны и эффективны, и включают в себя богатый перечень приемов: от банальной подтасовки результатов выборов, до концентрации всех финансовых и организационных ресурсов в руках партии власти.
Выделяются следующие методы манипулирования на административном уровне:
- Мобилизация организационных и финансовых ресурсов в регионах, где создаются «партии власти». При этом помещения, транспорт оплачиваются из государственно кармана, на проведение различных акций мобилизуются государственные служащие.
- Избирательное применение закона: поддержка «своих» и подрыв деятельности противников.
- Манипуляции с избирательным законодательством.
- Ведомственный ресурс (агитация за власть в крупных ведомствах проводится руководителями).
- Перераспределение бюджетных средств (повышение пенсий, введение льгот, выплата задержек по зарплате перед выборами).
- Прямое силовое давление (рейды спецподразделений, закрытие оппозиционных газет).
- Кадровые перестановки.
- Доминирование в информационном пространстве (многие издания находятся под контролем властей).
- Фальсификация выборов.
Статьи по теме:
Проблемы и пути развития гражданского общества в Украине.
После развала Союза и первых годов независимости, попыток определить направление развития экономики и государственности большинство аналитиков пришло к выводу, что альтернативы западным моделям общественного развития практически не сущест ...
Ирано-Иракская
война 1980-х гг. Ирак и англичане: начало нефтяной эпохи
Благодатный край. Ирак, а точнее сердцевина этой страны, лежащая в междуречье Тигра и Евфрата, стала конфликтной зоной во времена незапамятные. Природные богатства, обеспечивавшие успех пойменного земледелия, привели к складыванию ранней, ...
Основные этапы партогенеза
Кристаллизация партийных функций, становление структуры партий и выработка их наиболее типичных способов деятельности в политической системе осуществлялись в многовековом процессе формирования и функционирования этого политического инстит ...