Технологии информационного обманаСтраница 1
Материалы » Политическая система » Технологии информационного обмана
Под технологиями информационного обмана обычно понимается подача ложной информации, дезинформация.
В современном обществе истинность политической информации не может быть проверена на индивидуальном опыте, поэтому человек вынужден полагаться на суждения и оценки, которые преподносят ему СМИ. В.П. Пугачев уверен, что при сегодняшнем уровне развития СМИ «с помощью телевидения, радио и рекламы можно внушить людям идеи и ценности, весьма далекие от реальности и их интересов» [Пугачев, 2003, 68]. Грамотно и профессионально проведенная рекламная кампания, вкупе с другими способами воздействия, способна повлиять на психику людей и заставить их сделать нужный манипулятору выбор. При этом становиться излишним применение физического воздействия на политических оппонентов. Не случайно в России в постсоветский период широкое распространение получил PR (особенно черный). Власть имеет административные и финансовые ресурсы для контроля СМИ: «тот, кто контролирует информацию, обладает широкими возможностями для влияния на общественное мнение и политическое поведение в своих интересах. Обнародуется, как правило, та информация, которая выгодна имиджу власти, и потому здесь тоже возникает источник манипулирования мнением общества» [Горчева, 2002, 93].
Манипулирование может осуществляться через процесс производства новостей, в который входит сбор фактов, их фильтрация, интерпретация и подача.
В странах, где широко распространена цензура, существует дефицит новостей, информации. В демократических же странах информационное поле открыто и происходит перенасыщение информацией, поэтому возникают критерии отбора информации – ее общественная значимость и рыночный потенциал. В зависимости от значимости информация поступает в эфир, попадает на страницы различных изданий, таким образом, манипуляция может происходить путем «сосредоточения внимания в центре информационного поля» [Цуладзе, 2000, 57], а темы, признанные незначимыми, сознательно отодвигаются при подаче информации на второй план.
Манипулирование при интерпретации фактов может происходить следующим образом:
- можно сфабриковать информацию, включить в сообщение заведомо ложные факты, при этом выдавая их за подлинные;
- исказить информацию, подавая ее не в полном объеме, отражать факты только с одной точки зрения, выбирая лишь те, которые соответствуют позиции манипулятора;
- отредактировать сообщение, включив в его состав наряду с истинными фактами различные домыслы, слухи, непроверенные гипотезы;
- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;
- утаить важную информацию и ее существенные детали;
- присоединить к материалу заголовок, который не соответствует его содержанию;
- приписать человеку заявления, которые он никогда не делал;
- публиковать правдивую информацию, когда она уже не актуальна, т.е. затягивать время;
- использовать прием неточного цитирования, приводя часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой смысл;
- создавать информационную перегрузку, когда в куче информационного «мусора» теряется основное сообщение и внимание аудитории уводится в сторону и т.д.
Манипулирование успешно можно применять и в процессе подачи информации. Так, для удачного преподнесения информации и усиления ее воздействия необходимо вызвать у воспринимающего доверие к источнику информации (для этого приглашаются любимые ведущие, известные люди, эксперты), а также привлечь его внимание путем усиления зрелищности, занимательности в подаче информации. Необходим также мощный эмоциональный заряд, чтобы информация повлияла на убеждения или поведение аудитории. Для этого часто применяется прием сенсационности и срочности сообщения, что нагнетает нервозность и дает необходимый эмоциональный фон восприятия. Часто с экрана телевизора идет неоправданно широкий поток негативной информации, такая информация несет больший эмоциональный заряд.
А. Цуладзе выделяет следующие приемы манипулирования аудиторией:
«Определение»: «…идеи, личности, объекты сопрягаются с положительными или отрицательными характеристиками, которые принимались бы людьми без рассуждений…» [Цуладзе, 2000, 60].
«Блестящая всеобщность»: при описании событий, которые должны получить поддержку аудитории, используются торжественные, возвышенные слова с положительной семантикой, «добродетельные слова».
«Рекомендация» или «свидетельство»: если к предмету нужно вызвать положительное отношение, сообщение о нем вкладывается в уста ведущего, известного человека, который пользуется популярностью у зрителей, и наоборот.
Статьи по теме:
"Сочи - 2014"
Цели проекта: Победа г. Сочи в конкурсе на проведение XXII зимних Олимпийских игр 2014 года, что будет способствовать социально-экономическому развитию не только отдельного региона России, но и всей страны, где существуют давние традиции ...
Прикладная политология
В XX в. из всех методов наибольшее влияние на развитие политологии, придание ей современного научного облика оказал бихевиоризм. Не случайно с его использованием связывают революцию в политологии и общественных науках в целом, которая про ...
Учение Ш. Монтескье о государстве и праве
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе “Персидские письма”, а также в историческом очерке “Размы ...