Основные концепции происхождения и сущности государстваСтраница 1
Материалы » Роль государства в политической системе » Основные концепции происхождения и сущности государства
Государство — важнейший институт политической системы общества, способ социального бытия человека в условиях господства политического отчуждения. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства:
«Силовая» (Д. Юм, Л. Гумилович и др.), когда государство возникает в результате внутренней узурпации (внутренней или внешней) политической власти.
Договорная (Т. Гоббс, Д. Локк и др.) — государство является следствием заключения между индивидами общественного договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности и происходит из «естественного состояния».
Марксистско-руссоистская («экономическая»), К возникновению государства приводят объективные изменения в хозяйственно-экономической жизнедеятельности индивидов; При этом марксизм констатирует классовую сущность возникающего государства как института угнетения и защиты интересов господствующего класса перед другими.
«Патриархальная» (Р. Филмер). Согласно этой концепции государство возникает в результате естественного разрастания семей, причем власть правителя может быть уподоблена власти отца в семье.
Органическая (Э. Бэрк). Государство представляется «организмом» (в противоположность либеральному «механицизму»), основанном на традиционных общественных установлениях.
Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Государство является отражением «небесных порядков», причем государственный суверен — «помазанник божий».
Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества (марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека (консерватизм).
Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, видя в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности государства как отражения «небесного порядка вещей». Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени, с фактической эмансипации политической и правовой систем общества.
Возникшее в Новое время государство обрело свое собственное содержание (суверенная власть, рациональность администрации, религиозный нейтралитет, единство территории, постоянная армия, государственная собственность, единые правовая и судебная системы). Соответствующие словесные выражения в. европейских языках возникают (по К. Скиннеру) примерно с XVII в.: status, staat, state, estado, etat и др., а фрагментарно и не слишком четко (в том числе и в качестве синонима «гражданского общества») употреблялись на век-полтора раньше. Государство всегда выражает всеобщность интересов человеческого рода в отличие от индивидуализированной сферы гражданского общества, чьей функцией по управлению оно и является. Собственно говоря, государство выделяется на той ступени своего развития, когда формируются его основные институты — власть, армия, правовая система, а отчуждение собственности — от производителя имеет наивысшее значение. Самостоятельное значение получает не само государство, а государственный аппарат, бюрократия, обладающая в нем абсолютной политической и экономической властью. Вектор общественного прогресса отныне находится в противоречивом развитии государственной и гражданской сфер, расходящихся вплоть до открытого конфликта (в периоды революций). В идеологии подобное положение находит свое выражение в построениях этатизма (Т. Гоббс), а практика разрешения — в практике правового и тоталитарного государства.
Функции государства различаются как внутренние и внешние. Внутренние: защита государственного строя, Предотвращения и разрешения социальных конфликтов, регулирование общественных отношений, выработка и поддержание общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и пр. областях и многие др.; внешние: обороны от внешней агрессии, защиты своих интересов во взаимоотношениях и другими государствами и пр.
Государства можно классифицировать по различным признакам: по формам правления (монархические, аристократические, демократические), по типам политического режима (тоталитарные, авторитарные, демократические), с точки зрения устройства (унитарные, федеративные, конфедеративные, имперские) и др.
В структуре государства выделяются: государственный аппарат, правительство, глава государства, муниципальные и центральные органы власти. Для демократического государства свойственна система разделения властей.
Статьи по теме:
Политические организации
Политические организации – это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Он ...
Человек как объект политики
Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя ус ...
Геополитические последствия распада СССР Несостоятельность экономической
модели (социализм).
1. Предательство элиты. (Геронтократия - правление стариков. Проблемы нарастают, а они не в состоянии решить их современными методами)
2. Вызов Запада (Атлантизм, мировой империализм)
«-» распада СССР для России:
1. Утрата территорий ( ...