Ориентационные ресурсы.
Материалы » Занимательная политология » Ориентационные ресурсы.
Для того, что бы большие массы людей могли совершать какие-либо действия, направленные на достижение единой цели, каждый человек из этой массы должен, во-первых, быть заинтересован в совершении этих действий, а, во-вторых, все эти люди должны быть ориентированы в своём поведении на какой-либо объект. Например, когда большие массы людей выходят на демонстрацию, они ориентируются в своём поведении на действия организаторов этой демонстрации: политической партии, общественной организации или просто группы людей. В этом случае, организаторы демонстрации являются ориентационным ресурсом, и кто владеет этим ресурсом, тот и управляет поведением массы людей.
Рассмотрим ещё один пример ориентационного ресурса. В США существует премия национальной киноакадемии Оскар. При вручении этой премии выдаются специальные статуетки - Оскары. Несколько десятков статуэток в год даются американским кинематографистам, и только одна - иностранным. При этом, данная кинопремия считается очень многими людьми самой престижной не только в американском, но и в мировом кино, и поэтому является таковой на самом деле, не смотря на то, что "счёт" между американцами и неамериканцами, мягко говоря, неравный. По справедливости, эта премия должна была бы считаться самой престижной в АМЕРИКАНСКОМ кинематографе. Тем не менее, поскольку большая группа профессионаловв в СМИ называет эту премию самой престижной в МИРОВОМ кино, то этой точки зрения придерживаются и большая часть людей. Обратите внимание на такую манипулятивную тонкость: раз одна из статуэток всё таки вручается неамерикацам, то премию уже нельзя назвать чисто американской и её называют всемирной. Владение подобным мощным ориентационным ресурсом позволяет Американской киноакадемии в значительной степени влиять на процессы в мировом кинематографе так, как ей это выгодно.
Интересный пример ориентационного ресурса продемонстрировали американские психологи (см. «Наука и жизнь»). На оживлённой улице поставили человека, смотрящего в небо, при этом, "там, в небе, ничего особенного не было". Некоторые прохожие останавливались и также начинали вглядываться в небо. Возле этого человека скапливалось до 4-5 прохожих. Затем, на этой же улице поставили группу из пяти человек, также вглядывающихся в небо. На улице образовалась уже довольно большая толпа людей, задирающих свои головы вверх. Когда на той же улице в том же месте поставили группу из 15-ти человек, то через некоторое время вокруг них собралась огромная толпа народу, и по улице трудно было пройти из-за столпотворения.
На том же самом принципе устроена и работа группы напёрсточников. Один напёрсточник (заводила) крутит напёрстками, а пара его компаньонов (массовики-затейники) изображает из себя азартных игроков. Со временем к этой паре присоединяются и случайные прохожие. И некоторые из этих прохожих (лохи), подражая массовикам-затейникам, принимают участие в игре. Дальше происходит банальная вещь: когда случайный игрок делает ставку, заводила всё устраивает так, что "лох" проигрывает. Количество привлечённого народу зависит от актёрского мастерства массовиков-затейников. Здесь ориентационным ресурсом является группа массовиков затейников, так как лохи ориентируются в своём поведении именно на них.
Подобная особенность психологии человека позволяет нам, людям, совершать совместные целенаправленные действия. Мы наводняем собой стадионы, чтобы посмотреть футбольный матч, участвуем в митингах и революциях, поселяемся толпами в определённых местах, образуя города и мегаполисы, да мало ли чего ещё. Эти действия могут быть направлены как на созидание, так и на разрушение.
Поскольку владение и применение ориентационных ресурсов никак не регламентировано, то эта область предоставляет широкое поле для манёвров. Для тех, конечно, кто знает о существовании этого поля и о том, какие выгоды сулит обладание такими ресурсами.
Ориентационным ресурсом может также быть и идея, или религия. Ислам, например. На первый взгляд может показаться, что идеей распоряжаться невозможно. Но это только на первый взгляд. Рассмотрим пример с тем же самым исламом. Ислам, так же как и подавляющее большинство религий пропагандирует миролюбие и терпимость. Но вольная трактовка ислама привела к появлению таких течений в этой религии, которые пропагандируют ненависть, насилие, экстремизм. Те, кто трактует ислам подобным образом (а трактует он его так в своих интересах) по сути являются «совладельцами» такой религии как ислам. И эти люди могут извлекать большую пользу из своей собственности. Они являются обладателями определённого «пакета акций» в корпорации «Islam co., ltd.».
Статьи по теме:
Классификация политических партий
Существует несколько критериев классификации политических партий.
1. По отношению к социальной действительности:
· Революционные – такие партии стремятся изменить основную структуру общества, т.е. к качественным изменениям.
· Реформато ...
Геополитические концепции российской истории (Ключевский, Данилевский) (1822-1855))
Работа: «Россия и Европа» (издана в 1871г.) – не существует единого пути развития мировой цивилизации.
Мировое развитие – это развитие локальных и самодостаточных культурно-этнических систем (культурно-исторических типов)
Эти системы пр ...
Политические и правовые учения в Западной Европе в XVI
в. Введение
XVI в. – век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы. В ряде стран (Франция, Испания, Австро-Германия, Англия, Россия и др.) складывались большие и сильные дворянские монархии. В процесс ...