PoliticalWay

Все стороны политики

Политические режимы
Страница 2

Тоталитарные режимы традиционно разделяют на «левые» и «правые» формы. Правый или праворадикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933 г. после прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический) тоталитаризм утвердился в СССР, в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе. Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии – Китай периода политики «большого скачка» и «культурной революции», когда во главе руководства страны стоял Мао Цзэдун.

Две формы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм, национал-социализм, коммунизм), в т.ч. целями, которые ставят перед массами партии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мирового господства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладала монополией не только на политическую, но и на экономическую власть, что проявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности, сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидации рынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства, однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованного распределения рабочей силы.

Ряд политологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя пример последнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни (1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане.

Авторитаризм (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – мнение, решение, право) понимается как режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногда рассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общих черт (произвол лидеров, ограничение прав человека, отсутствие реального разделения властей, формально свободный характер выборов в законодательные органы и т.д.) не дает оснований для их отождествления.

Современные авторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима – занимать промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. При переходе от тоталитаризма к демократии необходимы политические реформы, и комплексная экономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики, реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.

Авторитаризм может существовать в самых разнообразных формах. В зависимости от того, на какие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующие формы авторитарного режима:

ü военные диктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданского общества и слабых демократических традиций военные выступают наиболее организованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти;

ü теократический – с опорой на духовенство и религию. Например, современный Иран, где с середины 90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;

ü олигархический – власть принадлежит определенным корпоративным кланам;

ü вождистский (режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режим может иметь поддержку народа;

ü смешанные, сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хусейном в Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократического режимов одновременно.

Наряду с вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские и парламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Авторитарный режим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз авторитарных демократических тенденций.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение которых требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и государств[15] .Особен­ность их состоит в том, что каждая из этих пробл ...

Общечеловеческое и социальное в истории политических и правовых учений
Давно замечено, что " .учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом, между тем как учения о линиях и фигурах не подлежат спору, ибо истина об этих последних не задевает интересов людей, не сталкивая ...

Общественные организации
Неполитические и негосударственные организации, т.е. такие, чьи программные документы не предусматривают политических целей, также являются элементами (институтами) политической системы общества, субъектами политических отношений, которые ...