Государство в современном обществеСтраница 1
Материалы » Основы политологии » Государство в современном обществе
Признаки государства (начали возникать в 1648 г с момента заключения Вестфальского договора).
1. Территория;
2. Народ;
3. Суверенитет.
Суверенитет – это верховная власть, которою государство осуществляет независимо на своей территории и во внешнеполитической деятельности.
Дополнительные признаки государства:
1. Монопольное право на издание законов;
2. Монопольное право на сбор налогов;
3. Монопольное право на легальное насилие.
Важное значение, как признака государства является признание образования данного государства другими государствами.
Формы правления государством:
1. Монархия;
2. Республика.
Монархия делится на абсолютную и ограниченную (конституционная, частный случай).
Республика – 4 вида:
1. Президентская;
2. Президентско-парламентская;
3. Парламентская;
4. Парламентско-президентская.
Президентская республика – президент является главой государства, главой исполнительной власти (правительство, кабинет министров) или назначает главу исполнительной власти – премьер-министра. (Пример: США).
Президент не может распускать парламент может устранить президента согласно закону (Также право вето).
Президентско-парламентская – президент является главой власти, не является главой исполнительной власти; он предлагает кандидатуру главы исполнительной власти. Президент при определенных условиях может распустить парламент. Существует процесс наложения вето президента
Парламентско-президентская - главу исполнительной власти выбирает парламент, а президент утверждает.
Парламентская – главу исполнительной власти выбирает парламент, утверждения президента не требуется. Президент есть просто представителем (при кризисах права президента увеличиваются). (Пример: Германия, Италия, Израиль).
Процедура формирования правительства, отличающие качество республики.
Форма правления – это организация верховной государственной власти, механизм взаимодействия ее структурных элементов.
Формы государственного устройства – это административно-териториальное устройство, части которого не имеют признаков государственности, или имеют часть из них, но не обладают суверенитетом.
Две формы государственного устройства:
1. Унитарная – централизованная (когда органы местного управления реальной власти не имеют, а регионы руководятся центром, путем назначения своих представителей) и децентрализованная (когда регионы могут иметь законодательные органы власти и решать большой спектр проблем);
2. Федеративная – регионы имеют определенные признаки государства (например, правительство, законодательные органы, конституцию, но не имеют суверенитет).
Конфедерация не является формой государственного устройства, а есть союз независимых государств. (Примеры конфедераций – ЕС, а Швейцария – федерация).
Политические режимы:
– это методы (совокупность методов) реализации и формирования государственной власти; взаимодействие между государством обществом.
Существуют 3 вида политических режимов:
- тоталитарный (Северная Корея);
- авторитарный;
- демократический.
Отличия тоталитарного и авторитарного режимов:
1. При тоталитаризме государство контролирует все деятельности общества, а при авторитаризме преимущественно политические.
2. Наличие при тоталитаризме стержневой государственной идеологии, а при авторитаризме идеология может или отсутствовать или носить декоративный характер (поздний СССР).
Статьи по теме:
Механизм государственной идеологии в западных странах
Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а ...
Механизм осуществления политической власти
Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному субъекту, как общество (народ), механизмом ...
Система единственного передаваемого голоса
Эта система, отличающаяся определенной технической сложностью, считается теоретиками пропорциональной. Однако она учитывает личные и партийные предпочтения избирателя и напоминает по своим результатам пропорциональную систему с панаширов ...