PoliticalWay

Все стороны политики

Роль и поведение электората в избирательных кампаниях
Страница 1
Материалы » Технология избирательных кампаний » Роль и поведение электората в избирательных кампаниях

Электорат существует столько же, сколько существуют выборы. Ведь что такое электорат? Это общность тех людей, которые потенциально имеют возможность участвовать в выборах, то есть имеющих право голоса.

Впервые слово электорат прозвучало в античных республиках. Выборы существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме. Впоследствии это слово надолго исчезло из лексикона. Долгое время электорат был представлен исключительно мужчинами. Лишь в 1948 году Организацией Объединенных Наций было декларативно закреплено право женщин на участие в выборах. До этого такая возможность была лишь у гражданок ряда государств.

Другое значение слова электорат – это избиратели, отдающие свой голос за конкретную политическую партию. Например, свой электорат имеют коммунистическая партия, аграрная партия, партия пенсионеров, и так далее. Многие политологи отмечают нарастающее снижение активности электората в нашей стране. Выборы перестают быть реальной борьбой политических группировок, они становятся более формальными. Народ же пассивно протестует против этого, игнорируя выборы. Не случайно в последних законодательных актах закреплено отсутствие минимального порога явки.

В любом округе избиратели никогда не представляют собой некой аморфной массы, из которой, как из пластилина, можно лепить любую заданную фигуру. Это – реальные люди со своими индивидуальными и групповыми ценностными ориентациями, интересами, они занимают разные позиции в социальном пространстве, имеют собственные убеждения и предпочтения, многие из них состоят в разных социальных и политических организациях и группах. По отношению к тому или иному кандидату (избирательному объединению) весь электорат округа можно представить в виде пяти основных слоев (групп):

1) активно поддерживающие, т.е. люди, которые в силу ряда причин (совпадение ценностных ориентации, интересов, высокая идентификация) готовы осознанно и направленно сотрудничать с кандидатом и его командой, поддерживать их действия, посильно помогать в реализации поставленных целей. Это, так сказать, твердый электорат, который при любых условиях проголосует за своего кандидата или за свою партию и будет агитировать окружающих поступить так же;

2) пассивно поддерживающие – это люди, которые выказывают сочувствие кандидату или избирательному блоку, но воздерживаются от активных самостоятельных действий в его поддержку. На выборах они с большой долей вероятности проголосуют за своего кандидата, но на их действия могут оказать воздействие любые, на первый взгляд, не имеющие никакого отношения к политике, факторы (занятость на работе, семейные обстоятельства

3) занимающие нейтральную позицию, т.е. люди, чаще всего не имеющие четко выраженной политической позиции, не проявляющие определенных симпатий к каким-либо политическим лидерам или партиям, слабо информированные как о самих субъектах политики, так и об их целях, профаммах. Они полностью погружены в свои личные проблемы, их мало интересует предвыборная борьба; они не могут определиться в том, за кого будут голосовать и вообще придут ли на выборы

4) настроенные недоверчиво. Обычно этот слой составляет люди, симпатизирующие другим политическим партиям и политическим лидерам, или люди с сформировавшимся предубеждением ко всем политикам, разочаровавшиеся, не верящие в возможности представленных на политической арене государственных и политических деятелей конструктивно решать проблемы страны или региона. С уверенностью можно сказать, что они не будут голосовать за данного кандидата или избирательное объединение, потому что уже сделали другой выбор и готовы либо отдать свои голоса другому претенденту, либо принципиально не участвовать в голосовании;

5) настроенные решительно против. К ним относятся члены других политических партий и их активные сторонники. Сделанный представителями данного слоя политический выбор будет подталкивать их к поддержке «своего» кандидата или партии и тем самым вступать в противостояние и конфронтацию со всеми другими участниками избирательного процесса, противодействовать прохождению их кандидатов.

Организаторы избирательной кампании должны стремиться к тому, чтобы удержать в поле своего влияния две первых группы, вовлечь в него третью и по возможности нейтрализовать действия тех, кто принадлежит к четвертой и пятой группам. Как правило, люди, не определившиеся со своими электоральными предпочтениями, составляют самый многочисленный массив избирателей. Именно за него и разворачивается ожесточенная конкурентная борьба.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

История ирако-иранских отношений
Обозревая историю ирако-иранских отношений, невольно приходишь к мысли о том, что на протяжении десятилетий они развивались в рамках одного и того же «сценария». Обе страны выделялись амбициозными планами на доминирование в регионе, в свя ...

Шарль Луи де Монтескье
Видным политическим мыслителем в этот период французской истории был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755). Его политическая доктрина основывается на глубоком проникновении в сущность государства как политической организации общества, раск ...

Ориентационные ресурсы.
Для того, что бы большие массы людей могли совершать какие-либо действия, направленные на достижение единой цели, каждый человек из этой массы должен, во-первых, быть заинтересован в совершении этих действий, а, во-вторых, все эти люди до ...