Понятие политической культуры
Материалы » Проблематика политической культуры » Понятие политической культуры
Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им значение»[1]. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.
Польский политолог Б. Вятр считает, что политическая культура - это «совокупность установок, ценностей, поведенческих актов, касающихся взаимных отношений между властью и гражданами»[2]. Ракурс у него практически тот же, что и у американских политологов.
В российской политологии утверждается мнение, что политическая культура - это разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.
Политическая культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность»[3].
При всех плюсах и минусах этих определений общее в них все же обнаруживается: это та или иная степень цивилизованности общества и личности, их способность принять некие правила политического поведения и действия. Политическая культура выступает как подсистема в глобальной системе всей культуры общества, и ее нельзя ограничивать лишь сферой субъективных установок и убеждений, а тем более – только осознанных.
Для понимания значения и роли политической культуры важно учитывать специфическую диалектику культуры, заключающуюся в противоречивом единстве творчества (создания нового) и стереотипности (сохранении достигнутого). Разрывы этих двух аспектов культуры чреваты серьезными потерями: искажением культурного процесса, попытками оторвать обновление от его исторических оснований или, наоборот, отношением к любой новации как антикультуре.
Существуют глубокие основания для единства и взаимодействия политики и культуры: и та и другая действуют в качестве меры овладения, господства. Культура служит средством господства людей над природой, политика выражает власть людей над общественными отношениями, другими людьми. Культура влияет на способы осуществления власти, но в то же время само развитие культуры в значительной степени зависит от политики.
Политическая культура служит каналом взаимодействия человека и политической власти. Ее основное назначение - вовлечение людей в политическую деятельность, в политическую систему в целом. Поэтому современные представления о политической культуре исходят из единства двух начал: духовного (идеологического) и практического (деятельного). Способность того или иного качества стать элементом политической культуры определяется в первую очередь его значением для практической политической деятельности.
Специфическим для политики качеством является политическая символика: она способствует сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Политический символ - это условный образ главных политических идеалов, важнейшее средство их пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определенной позиции в политике. Именно такую нагрузку несут на себе гербы государств, городов, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена, медали и многое другое.
Статьи по теме:
Современные теории политических элит
Есть две основных школы:
I) Элитистов, которая продолжает теоретическую линию классических теорий.
Среди них выделяется Чарльз Миллс.
Согласно взглядам элитистов элита состоит из групп людей, представляющих политическую власть высших п ...
Политические идеи Киевской Руси
В ІХ-ХІІ в Киевской Руси состоялось формирование феодального общества и начали развиваться понятие государства, права, политические взгляды, наука, литература, философия и т.п В этом процессе важную роль отыгрывало христианство.
Подтверж ...
Политические и правовые идеи Реформации
(Мартин Лютер и Жан Кальвин). Мартин
Лютер
Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер[6] (1483- 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с катол ...