Понятие и типы конфликтовСтраница 1
Материалы » Региональный конфликт (на примере Грузино-Абхазского конфликта) » Понятие и типы конфликтов
В современной науке под конфликтом понимается столкновение несовпадающих, порой противоположных интересов, действий взглядов отдельных личностей, политических партий, общественных организаций, социально-политических и социально-экономических систем. Конфликты различаются по субъектам, по уровням конфликтных отношений и по объекту. Они могут быть экономическими, социальными, внешне и внутриполитическими, территориальными, межконфессиональными, языковыми и др.
Конфликты могут различаться по степени зрелости, характеру и остроте своего разрешения. В зависимости от конкретной исторической ситуации конфликт может иметь тенденцию либо к самоликвидации, к разрешению в результате субъективного фактора, либо к обострению конфликтной ситуации, к эскалации. Последняя состоит в вовлечении в противоборство все больших масс людей, в расширении зоны конфликта, в переходе от «цивилизованных» его форм к более проблемным, порой жестким, доходящим до вооруженной борьбы и возникновения экстремальной ситуации для самого существования противоборствующих сторон.
В самом общем виде конфликты принято классифицировать по следующим основаниям[1]:
¾ с точки зрения зон и областей их проявления. Здесь прежде всего выделяются внешне и внутриполитические конфликты, которые в свою очередь подразделяются на целый спектр разнообразных кризисов и противоречий;
¾ по степени и характеру их нормативной регуляции;
¾ по качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности сторон, интенсивность кризисов и противоречий;
¾ по темпоральным (временным) характеристикам: долговременные и кратковременные. Некоторые конфликты в политической жизни можно завершить в течение предельно короткого времени, тогда как другие могут быть соотнесены с жизнью целых поколений;
¾ в соотношении со стремлением и организацией режима правления. В данном случае как правительственные выделяются конфликты вертикальные (характеризующие взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи одного ряда субъектов с носителями власти).
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX века. А.Токвиль, К.Маркс, Г.Зиммель, а впоследствии и К.Боулдинг, Л.Козер, А.Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики лежащей в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни.
Однако в политической науке существует и противоположное мнение. Э.Дюркгейм, М.Вебвр, Д.Дьюи и ряд других авторов исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум в политическую систему. С их точки зрения единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешить существующие конфликты и обеспечить стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика в свою очередь наделялась целями поддерживания «социальной стабильности» (Э.Дюркгейм), или оказания «педагогического воздействия» на общество (Д.Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.
В целом политический конфликт
представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов) оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт, сигнализируя обществу и власти о существующих противоречиях, разногласиях, несовпадении позиций, стимулирует действия способные поставить ситуацию под контроль. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия или элементарного игнорирования этих коллизий.
Конфликтологи считают, что если энергия людей распылены на решение множества властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможности поддерживать стабильность своего развития. Только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В странах же с гибкой и развитой системой представительства, выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы.
Под межнациональном конфликтом
можно одновременно понимать взаимодополняющие реалии сосуществующие на двух различных уровнях. С одной стороны на уровне общественного сознания он означает определенный тип отношения к другому народу, который отличается конфронтационной установкой. На место пассивного неприятия приходят отношения активного противостояния. С другой стороны о межнациональном конфликте, как реальном феномене политического процесса, можно говорить, когда возникают и формируются относительно влиятельное национальное движение, ставящее своей целью изменение ранее существующего положения. Отличительной чертой межнационального конфликта, является то, что хотя бы одна из его сторон опирается на общественные структуры, т.е. в первую очередь на самоорганизующихся профессионалов.
Статьи по теме:
"Свой дом"
Цели проекта: Обеспечение населения Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, малоэтажным жильем индивидуального типа по доступным ценам. Разработка финансовых механизмов для реализации инвестиционных проектов и прог ...
Нормативно-правовая база
Настоящая глава содержит характеристику законодательной трактовки роли и функции коммуникационной работы государственных служащих. Ключевыми нормативными документами являются Конституция страны, ФЗ «О государственной гражданской службе Ро ...
Основные принципы консерватизма
Если попытаться вычленить ключевое положение идеологии социального консерватизма, лежащее в основе всех других его постулатов, то суть его можно выразить следующим образом: понимание общества как духовной реальности, имеющей свою внутренн ...