Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мыслиСтраница 1
Материалы » Типологии политического лидерства » Развитие представлений о лидерстве в истории социально-политической
мысли
Общественно-политические процессы, в частности выборы органов исполнительной и законодательной власти, имеющие особо важное значение в современной России, требуют от участников объективного понимания закономерностей выявления, утверждения и деятельности новых политических лидеров, природы политического лидерства вообще. Мировая и отечественная наука посвятила исследованию данной проблемы десятки тысяч трудов, выработала множество теорий, доктрин и концепций, пытающихся объяснить феномен политического лидерства. Однако мозаика научных представлений отнюдь не есть целостная система и не является достаточной как научное знание. Более того, на сегодняшний день в отечественной науке отсутствуют специальные исследования, анализирующие проблемы изучения феномена политического лидерства. Описательный подход, существующий в российской политологии, не способствует систематизации, структурированию теоретических представлений, критическому анализу эмпирических исследований, выявлению "белых пятен" и бесспорных научных достижений в сфере изучения политического лидерства.
Каковы результаты исследования политического лидерства, достигнутые за многовековую историю политической мысли?
Современные отечественные энциклопедические издания трактуют политическое лидерство как способ построения власти, основанной на интеграции различных социальных слоев (групп) посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем, достижения групповых целей, задач общественного развития.
К данному представлению о феномене политического лидерства политическая наука пришла, изначально осмыслив еще в древности основные черты данного феномена.
Первые попытки определения того, каким должен быть политический лидер, прослеживаются в утопии совершенного государства Платона. Великий философ считал, что правителями могут быть только философы. Право философов на господство Платон обосновывает тем, что они "видя и созерцая нечто стройное и вечно тождественное, не творящие несправедливости и от нее не страдающее, полном порядка и смысла", сами подражая этому, внесут в "частный и общественный быт людей" то, что они находят в мире идеального бытия, сделают человеческие нравы угодными богу. Но, чтобы достичь благоденствия, правители должны быть не мнимыми, а истинными философами: под таковыми он понимал только любящих "созерцать истину", т.е. тех, кто обладал острым умом, тонкой интуицией и другими качествами.
Другая точка зрения на то, каким должен быть политический лидер, принадлежит Аристотелю. Он считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старшие и более опытные главы семейств. В последующем, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превосходит других разумом.
Один из известных мыслителей Средневековья Фома Аквинский обосновывал идею о том, что лучшим политическим лидером мог быть только монарх. Мыслитель говорил, что "государственный корабль лучше всего может функционировать, если во главе его стоит единственный правитель - монарх".
Статьи по теме:
Функции политической системы общества
Функции политической системы общества - это определение социально-значимых целей развития общества; мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей; управления политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, прес ...
Межгосударственные отношения, их место и роль в мировой политике
По мнению многих авторов, межгосударственные отношения выступают в качестве основного элемента международных отношений, представляющих собой совокупность интеграционных экономических, политических, правовых, дипломатических, военных и дру ...
Политические особенности депутатских выборов на примере Казахстана
В современном мире «парламентаризм», казалось бы, очень часто употребляемое слово и каждый человек, имеющий как минимум среднее образование знаком с ним. Но не каждый знает, чем на самом деле должен заниматься Парламент, какие у него функ ...