ЗаключениеСтраница 1
Менее чем полувековая история исламской идеологии было определяющим в становлении и развитии государства.
Последние же двадцать лет еще более утвердили тесную взаимосвязь государственной власти и религиозных партий и организаций, прежде всего сторонников исламского фундаментализма
Они вынуждают правительство идти на уступки, создавая основу для превращения законов Шариата в правовую основу, при этом подстраивая Коран под свою идеологию.
Важным становится тот факт, что эти организации распространяют свои идеи на все сферы жизни общества, и таким образом, тормозят развитие государства. Помимо этого, для осуществления собственных задач, эти радикально настроенные партии и организации оказывают сильнейшее воздействие на воспитание и образование нового поколения, при чем настаивают на совмещении религиозного и воинствующего начала.
К тому же современная власть в лице Н. Шарифа П. Мушаррафа в своей политике косвенно поддерживает эти организации. Происходит новое слияние армии с силами и идеалами исламского радикализма. Это в свою очередь способствует формированию и развитию террористических организаций на территории Пакистана, а также распространение, влияние и установление контактов с международными террористическими организациями.
Фактическое превращение ислама в государственную религию было обусловлено во-первых, тем, что ислам и так был в Пакистане господствующей формой общественного сознания, а во-вторых, тем, что это диктовалось потребностями военного режима Зия уль-Хака, так как обеспечивало в глазах большей части населения легетивность военной власти.
Было бы слишком просто и неправильно считать, что неудачи демократии связаны в Пакистане исключительно с происками религиозных экстремистов из правых религиозных партий. Следует, по-видимому, учитывать и особенности политической культуры, определяющей общественное сознание в этой стране, то
есть те факторы, которые препятствуют превращению мусульманской общины в электорат, субъект демократии.
Исторические исследования показывают, что политическая культура в Пакистане, складывавшаяся на протяжении десятилетий, а если оперировать историческими категориями, то на протяжении столетий, испытала на себе сильное, а возможно, и решающее влияние со стороны феодалов и улемов. Если отбросить все второстепенное, она основывалась на суевериях и фатализме, т. е. чертах, которые присущи духовному пастырю мусульман - мулле. Именно эта культура повинна, в частности, в том, что по сей день сельский житель (большинство населения) исходит в своих суждениях и предпочтениях из доктрины такдира, предписывающей уважение к традициям и покорность судьбе. Это значит, что он готов принять как божье предназначение все, включая нищету и даже рабский труд на своего феодала. Такое восприятие жизни вкупе с непоколебимыми сектантскими и этническими привязанностями формирует его сознание, предопределяет политические симпатии и антипатии.
Тот факт, что в ходе четырех последних избирательных кампаний (1988-1997 гг.) борьба шла не между экономико-политическими программами, а между личностями (кланами), во многом объясняется этим. Другими словами, законы традиционного общества и религия выступают в качестве фактора консерватизма и социально-политического статус-кво, даже когда на пути позитивных преобразований не стоит препятствий в виде диктатуры.
Что касается северо-запада Индии, то англичане оставили здесь после себя слаборазвитую экономическую и социальную структуру. Следует, однако, отметить, что вместе с этим они оставили в наследство Пакистану слаженный бюрократический аппарат и приличную армию. Соответственно, делами в народившемся государстве заправляли крупная земельная аристократия и верхушка госаппарата, а также военные как часть госаппарата со специфическими функциями. Предпринимательская прослойка, или буржуазия, была очень слабой и не могла претендовать на право голоса в государственных делах, а ведь именно она была носительницей демократической идеологии, силой, которая была непосредственно заинтересована в установлении в Пакистане демократической системы правления.
Статьи по теме:
Специфические особенности
авторитарных политических режимов
Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведен ...
Стратегия России как политического игрока в
Арктическом регионе
В рамках своего геополитического положения Арктика является единственным на данный момент регионом, не разделённым на секторы по территориальной принадлежности участков между приграничными государствами. Отсутствие надлежащего правового з ...
Прокомментировать точку зрения, согласно которой подавляющее большинство
современных российских партий в действительности являются
общественно-политическими движениями.
Общественно-политическое движение – это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.
У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они к ...