Экономическое развитие страны под действием принципов исламаСтраница 4
Материалы » Формирование и развитие террористических организаций в Пакистане (середина 1980 – 2000 гг.) » Экономическое развитие страны под действием принципов ислама
Составители закона несколько изменили те 8 направлений, по которым распределяется закят, ибо некоторые из них либо совсем потеряли свое значение, либо их роль трансформировалась. Так, часть средств предназначалась первоначально на освобождение рабов. Этот вид благотворительной помощи исчез.
Совсем иное значение приобрело выделение средств на оплату сборщиков закята. В прежние времена сборщиками были неимущие мусульмане, которые недавно приняли ислам и в результате потеряли свое личное имущество и средства к существованию. Им давалась возможность заниматься сбором закята и получать за это оплату.
Согласно Корану, средства из фонда закята должны расходоваться; на нужды бедняков, сирот, вдов, инвалидов; на сборщиков закята; на тех, «кому велит сердце»; на освобождение от рабства; на облегчение долгового бремени; на дело Аллаха; на путников[20].
Безусловно, если фонд закята будет использоваться так, как предписано Кораном, введение закона может несколько сгладить социальное неравенство в стране, улучшить положение беднейших слоев населения. Но одновременно он делает ряд уступок плательщикам налога, т. е. состоятельной прослойке общества. Кроме того, плательщики налога получают возможность создавать семейные или групповые благотворительные фонды, которые, как показывает опыт расходования средств подобных фондов, созданных монополистическими семьями Хабибов, Испахани, Адамджи и др., используются так или иначе в интересах самих же этих групп.
Законом предусмотрено, что величина закята определяется на основании объявленного богатства и доходов. Однако, как отмечала пакистанская печать, практическое осуществление этого требования столкнется с трудностями, ибо значительная часть налогоплательщиков преуменьшает данные о своих доходах и богатстве, часть же вообще не платит подоходного налога. Если же учесть, что закят вводится как дополнительный налог, число лиц, уклоняющихся от объявления доходов и богатства, по всей видимости, возрастет.
С 15 июля 1980 г.- первого дня рамазана началось распределение закята. Для этих целей Центральный совет по закяту выделил 250 млн. рупий, причем согласно принятым нормам лицам, внесенным в списки нуждающихся, выдается не более 40 рупий в месяц (4 долл.). Интересно отметить, что фактическое выделение средств по провинциям началось позже, ибо они оказались неподготовленными: не были составлены списки, не сформированы комитеты и т. д. В Панджабе, например, число лиц и учреждений, которые должны получать средства из фонда закята, превышает 800 тыс., а в одном Лахоре должно быть создано 600 комитетов.
Согласно президентскому указу от 21 июня 1980 г. банки отчислили 2,5% средств с имеющихся у них частных вкладов в фонд занята. Предполагалось, что эти отчисления составят 500-550 млн. рупий. Фактически было собрано 480,5 млн. рупий. И хотя официальная пресса приветствовала введение мусульманских налогов как «исторический шаг, который наконец-то юридически закрепит одну из главных религиозных основ жизни пакистанского общества», реакция торгово-промышленных и финансовых кругов, которые в принудительном порядке лишились 2,5% своих вкладов, была далека от положительной.
Большое недовольство среди различных кругов пакистанской буржуазии и религиозных сект вызвал тот раздел закона о закяте и ушре, в котором говорится, что государство будет изымать со счетов банков 2,5% вкладов как подлежащих принудительному обложению налогом. С решительными протестами против этого выступили торгово-промышленные палаты Карачи и Лахора, представители финансовой буржуазии. Они заявили, что взимание закята со счетов банков противоречит исламу, ибо, согласно Корану, закятом облагается только личное, «видимое» имущество, а счета компаний и отдельных лиц, относящиеся к «невидимому», не подпадают под эту категорию. Реакцией на этот раздел закона явился резкий спад деловой активности на биржах, массовое изъятие вкладов из банков и утечка капитала из страны. По заявлению Государственного банка Пакистана, только за первый месяц после опубликования проекта закона сумма депозитов в шедульных банках сократилась на 29 млн. рупий. У многих изъятые деньги осели в «кубышках», но еще большая часть была помещена небольшими вкладами в разные банки под вымышленными именами, так как вклады до 1 тыс. рупий не облагаются закятом.
Решительно выступили против введения закята различные мусульманские религиозные секты, общины, течения (шииты, в том числе исмаилиты, ахмадийе и др.). Они объяснили свое несогласие с введением закята тем, что налог должен быть добровольным и что уплаченные шиитами, например, деньги не должны идти в пользу суннитского большинства.
Поскольку эти требования не были приняты ни правительством Зия-уль-Хака, ни Советом исламской идеологии, шиитские лидеры призвали членов своих общин изымать вклады из банков, бойкотировать деятельность всех правительственных комитетов по сбору закята, выйти всем шиитам из созданного правительством постоянного комитета по осуществлению шариатских законов.
Статьи по теме:
Осознание свободы через «вхождение во власть»
Осмысление открывшихся свобод в трансформирующемся украинском обществе происходит на основе статусных и функциональных позиций различных социальных групп. В свою очередь, в публичной сфере находят свое выражение политический, правовой, на ...
Политические и правовые идеи Древней Руси
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и об ...
Политические и правовые учения в России в период
дальнейшего укрепления дворянской монархии (вторая половина XVIII в.). Введение
Во второй половине XVIII в. в России продолжалось укрепление сословного строя, основанного на крепостничестве и самодержавии. Дворянство, добившееся освобождения от обязательной военной или иной государственной службы (Указ Петра III 1762 ...