Политическая играСтраница 2
Также следует отметить, что игры в политике несут в себе обширную информационную нагрузку и практическую значимость. Политическая игра как самостоятельный вид социальной игры, как возможность социального поведения даёт основание понять действительную, а не декларируемую позицию социальных отношений. Она является субъективной формой объективной политической действительности, когда речь идёт о высших эшелонах власти.
"Политическое поле — игровое поле" согласно П. Бурдье. Он характеризует его как динамическое взаимодействие политических субъектов, а именно парламентариев, членов политических партий, министров, государственных служащих, чьи действия продиктованы с одной стороны требованиями и интересами общественных групп, а с другой стороны собственным статусным положением. При этом отношения статусных позиций диктуют собственные правила игры. Таким образом, политика есть поле игры между социальными субъектами за право обладания государственным капиталом.
Субъектами политических игр выступают политики, т.е. они являются непосредственными игроками. Но это лишь поверхностное представление. На самом деле в политической игре участвуют целые социальные группы, государства и даже целые системы гос-в. В современном гос-ве выделяются институты трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. К игрокам, порождённым гос-вом, можно также отнести контролируемые гос-вом предприятия, средства массовой информации и общественные объединения. Гражданское общество выделяет следующий перечень политических игроков: семья, церковь, группы давления, профсоюзы и прочее не входящие в гос-ные структуры. "Крупнейшими игроками на политическом поле являются государство и гражданское общество. И государство, и гражданское общество состоят из множества институтов, структурных подразделений, объединений людей". Хотя, бесспорно, тон в этой игре задают политические лидеры.
У последних, благодаря применению игры, расширяются возможности, воздействия на эти социальные группы. Игра, в позитивном её понимании, способна донести до людей ту информацию, которую сложно передать через другие политические приёмы. Таким образом, игра даёт свободу действий в столь сложной общественной сфере как политика.
Соответственно, участниками политической игры выступают политические субъекты или акторы, у которых есть особые амплуа — вождь, лидер, соратник, оппонент, оппозиционер, критик, аналитик. Определённые правила политической игры зафиксированы в законодательных актах, указах, протоколах, традициях, ритуалах.
В реальной политике так же, как и шоу-бизнесе, игра носит остро конкурентный характер. В этих играх выигрывает тот, у кого больше ресурсов — административных, экономических, информационных, творческих.
Таким образом, можно выделить несколько разновидностей политических игр: оппозиционные игры, предвыборные игры, информационные игры, президентские игры, игры в демократию, агитационные игры и др. По указанным видам можно заключить, что политическая игра амбивалентна, так как наряду с позитивным смыслом, это словосочетание употребляют в негативно-оценочном смысле: "игры в политику" - "политиканство".
Статьи по теме:
Основания и ресурсы власти
Важнейшими факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти — это реальные и потенци ...
Роль информационных потоков в современной
геополитике
Для любого государства состояние его политических отношений с другими государственными образованиями является определяющим фактором внутренней стабильности и безопасности.
С наступлением эпохи информационного общества геополитическая кар ...
Формы демократии
Демократия может существовать и действовать в определенных организационных и правовых формах. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей и организационно-правового оформления демократия выражается в дву ...