Концепции понятия этноса в литературеСтраница 1
Материалы » Этносы и национальные интересы народов России » Концепции понятия этноса в литературе
Одним из социальных объединений людей в большие группы выступают этносы, которые, как и другие формы социальной реальности, не возникают сами по себе или по воле каких-либо сверхъестественных сил, а образуются вследствие действия механизма мутации (мутагенеза) и в результате их борьбы за существование. Этносы, подобно людям, рождаются и умирают, составляя этногенез. Этногенез - многообразный процесс возникновения, развития, упадка, умирания и, следовательно, исчезновения отдельных этносов.
Этнос возникает в природе, в биосфере и может жить только в развивающейся биосфере. Он - биологичен и связан с человеком, является специфической формой его существования. Поэтому познание этноса как общности людей во многом зависит от понимания природы самого человека.
Известно и доказано, в частности А.А. Ухтомским, что в каждом человеке (психологической цельности) формируется "доминанта", которая составляет главную систему рефлексов и благодаря которой живой организм устанавливает своё отношение к среде не как пассивный наблюдатель, а как активное существо. "Здесь, - утверждает А.А. Ухтомский, - организм мыслится как некая единица, реализующая целиком, как некое интегральное целое"1. Именно благодаря доминанте человек становится подвижной, энергетической, меняющейся системой и потому он (само) деятелен. Активность как раз означает способность человека к спонтанным, самопроизвольным изменениям без явного воздействия извне и порождает, формирует, оттачивает механизмы своего собственного осуществления, своих собственных органов - новообразований.
Данная доминанта активности человека может быть перенесена и привлечена к объяснению этнических процессов. Чтобы жить на Земле, каждый этнос должен приспосабливаться (адаптироваться) к условиям ландшафта, усваивать (приобретать) какие-то специфические черты и изменять своё поведение, т.е. он должен обладать пассионарностью - способностью и готовностью переделывать окружающий мир, включая и географическую среду. Пассионарность не может рассматриваться вне этногенеза, а этногенез - без пассионарности. "Новое развитие, - пишет Л.Н. Гумилёв, - может вызвать лишь очередной пассионарный толчок, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза - творческого процесса, благодаря которому Человечество не исчезло с лица Земли"2.
Этнос есть форма коллективного бытия, присущая лишь человеку и потому он социален. Его (этнос) нельзя рассматривать односторонне - либо на стороне только природы (генетики), либо на стороне только социума. По природе он, прежде всего, биосоциален и находится на стыке природы и истории. Этнос, проживая в определённых географических и климатических условиях и своеобразным образом приспосабливаясь к ним, усваивает некоторые стереотипы, ментальные установки, определяет традицию, создаёт этническую историю.
«Вспышки и затухания пассионарное» в разных регионах Земли определяют наличие этнического разнообразия. Этот процесс проходит параллельно социальному развитию, постоянно взаимодействуя с последним. Здесь сочетаются история людей и история природы, то есть биосферы планеты"3.
Короче, этнос задан человеку его рождением и, проживая в определённом ландшафтном регионе, он приобретает соответствующие ему признаки, например, общность происхождения, расу, обычаи, обряды, традиции.
Этносы возникают и объединяются в родоплеменные сообщества в период формирования и становления самого человека, а общество изначально организуется как "этносоциальный организм"4, определяя в общественной жизни множество иных социальных образований. Этнос и этничность становятся базовыми категориями для этнической идентификации.
Статьи по теме:
Человек как объект политики
Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя ус ...
Либерализм и неолиберализм: генезис, основное содержание и место в
политической доктрине
Еще относительно недавно в обыденном сознании либерализм (от лат. Liberalis – свободный) отождествлялся, как правило, с негативным оттенком его смысла, т.е. понимался как излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Ко ...
Политико-правовая программа Вольтера
Общепризнанным лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя – Франсуа Аруэ, 1694 – 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, рели ...