Федеральное Собрание – Парламент Российской ФедерацииСтраница 2
Материалы » Парламент и Президент - основы взаимодействия по Конституции РФ » Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации
Палаты Федерального Собрания самостоятельно разрешают вопросы, относящиеся к их компетенции. В соответствии с п.1 ст.100 Конституции Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Законом лишь предусмотрено, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п.3 ст.100 Конституции РФ).
Более того, Конституция предусматривает совершено различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» в деятельности Федерального Собрания, в которой Совету Федерации отводится роль своего рода, как своеобразно выразились Е.И.Козлова и О.Е.Кутафин[9], тормоза по отношению к Государственной Думе, призванного предотвратить возможность установления в Российской Федерации «тирании большинства», завоеванного на выборах в Государственную Думу теми или иными политическими силами.
Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института следует отказаться вообще либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру.
Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, как представитель интересов тех из них, которые обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.
В связи с изложенным, деятельность российского парламента сегодня зачастую осуществляется сложным, во многом противоречивым путем.
Так, как уже было указано выше, парламент Российской Федерации состоит из двух палат – Совета Федерации и Федерального Собрания, каждая из которых наделена рядом полномочий по осуществлению государственной власти.
В соответствии со ст.102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Кроме этого, Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Таким образом, в ст.102 Конституции РФ определены вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации. Вместе с тем, их перечень не является исчерпывающим. Например, Совет Федерации утверждает указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии. В компетенции Совета Федерации также находится назначение по представлению Президента Российской Федерации на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, а также Генерального прокурора, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Статьи по теме:
Пропаганда
И еще одно важное направление, на котором тесно взаимодействуют политика и СМИ. Это пропаганда через печать, телевидение, радио решений высшего политического руководства страны, разъяснение народу, что даст выполнение данных решений каждо ...
Политические организации
Политические организации – это негосударственные институты политической системы общества, разновидность общественных объединений. К ним относятся политические партии, движения, ассоциации, союзы, народные фронты, общества, клубы и т.п. Он ...
Экономический риск
Италия, как полагают наблюдатели, переживает полосу стагнации. Экономический рост в стране довольно неожиданно сократился во втором квартале этого года, приближая риск четвертой по счету рецессии на Апеннинах за последние 10 лет. Об этом ...