Информационное общество и этнокультураСтраница 4
Материалы » Информационное общество и этнокультура
Каким образом влияет новое информационное общество на этнокультуру? Каковы последствия этого влияния на культуру и человека? Бесспорно, что возникновение глобального информационного пространства резко изменяет ситуацию обмена информацией между традиционными культурами и этнокультурами, индивидами, их представляющих. Тесные коммуникативные связи, тенденции к процессу интеграции, приобретают всё большие масштабы и значение при характеристике явлений современной социальной реальности. При этом неизбежно встаёт потребность в выработке правил и "языка" такого общения. В.В.Миронов определяет именно информационное пространство как "метаязык" культурного общения, по его мнению "становление информационного общества оказывает влияние на структурообразующие компоненты всей системы культуры. Аналогичных процессов в истории человеческого общества не существовало. Любые новые образования достаточно гармонично вписывались в систему культуры, постепенно адаптируясь к ней. Сегодня всё как бы меняется местами, и мы наблюдаем процесс необходимой адаптации всей системы культуры к становящемуся глобальному информационному пространству. Активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации"[11].
Отсюда вытекает научный интерес к коммуникативной функции культуры, механизмам межкультурной коммуникации, проблемам трансляции и сохранения культурных ценностей. Опыт и ценности этнокультур могут стать основой формирования общечеловеческих ценностей. К концу века как никогда ранее стало очевидно, что для решения проблем планетарного масштаба необходимо вновь обратиться к общечеловеческим ценностям. Только приняв в качестве универсальных ценностей жизни сохранение человеческого рода и подержания мира, соблюдение прав и свобод личности, демократию и мировую культуру, можно спасти цивилизацию от угрозы ядерной и экологической катастрофы. Для этого необходимо коренным образом изменить не только общественное мнение, но и всю систему мировоззрения современного человека, схему мироустройства.
"Глобализация – сложившаяся тенденция, которая характеризуется стремлением к объединению, интеграции мира на определённых общих основаниях. Это система ценностей и установок, получившая широкое распространение в современном мире, где большинство людей постепенно вырабатывает общее понимание основных принципов жизнеустройства" [19,с.100]. На базе этих принципов учёными предпринимаются попытки анализа и моделирования эволюции культуры на основе гипотезы информационного отбора, где механизмами культурной динамики выступают скорости коммуникации, обработка информации, наглядность ее отображения, использование обратных связей в принятии решений.
В этом контексте интересна теория А. Дриккера об информационном отборе в процессе эволюции культуры, согласно которой "эволюция глобальной системы культуры, представленной совокупностью частных эволюционных процессов, являет интегральный результат отбора и характеризуется, в первую очередь, стремлением к увеличению скорости прироста информации"[12, с. 82].
Культурные феномены можно рассматривать в данном контексте как знаки, несущие в себе значение, информацию, с помощью которых можно выйти на построение моделей общих культурных процессов. Спрогнозированные информационные окружения человека могут влиять на представления о закономерностях хода исторического развития культуры. По мнению А.Дриккера "информационная революция как динамичный социокультурный процесс может привести к изменению миропонимания, мироотношения, мировоззрения человека" [12, с. 5].
Статьи по теме:
Разновидности демократии
В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) ...
Политология - наука о политике
Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политик ...
Соотношение политики власти и
права
Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только ...