Социальная структура и власть в ведическом государствеСтраница 1
Брахманизм » Социальная структура и власть в ведическом государстве
Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества. Его состав усложнялся; постепенно сложилась кастовая система, ставшая неотъемлемой частью индуизма. Религия освящала и закрепляла существование кастовых различий и правил. Они же, в свою очередь, сохраняли незыблемость религиозных основ.
Первостепенная роль в индуистском обществе отводилась брахманам -знатокам вед и исполнителям обрядов. Они помнили древние гимны и толковали их: ведийский язык становился непонятным для большинства людей и темным даже для некоторых жрецов.
Ведийский ритуал с каждым столетием становился все более сложным, громоздким и запутанным, усложнялся и видоизменялся пантеон и т.п. Брахманы старались приспособить древнее ведийское наследие к новым условиям жизни, убедительно истолковать и оправдать его существование в прежних несокрушимых границах. Все изменения происходили на старом фундаменте ведийских верований. Центральным моментом изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и феноменального мира к некоей единой сущности. Упорядочивались также космогония теология, пантеон.
Среди вед можно выделить "Ригведу" (собрание гимнов) и Атхарваведу" (сборник заговоров и заклинаний).
Строение общества (т.е. права и обязанности представителей различных варн) определяет мировой закон ("рита"). Все члены варн лично свободны (рабы находились вне кастового строя), но неравноправны. В привилегированном положении находились брахманы (жрецы, духовная власть) и кшатрии (воины, светская власть).
В древнеиндийских ведах содержалось 2 подхода к появлению царской власти: или создание правителя богами (учреждение его власти по воле богов); или избрание правителя людьми с последующим утверждением богами.
Господствовала патриархальная концепция государственной власти: правитель является отцом для своих подданных, он должен заботиться о них, однако несет ответственность не перед ними, а перед богами. Варнашрамадхарма – это ведическое общественное устройство, которое делит общество по двум принципам, каждый из которых имеет четыре подразделения. Первый принцип – на основе занятий человека (варна), а второй – на основе его духовного положения (ашрама).
Четыре варны (т. е. деление по типу занятий) таковы: брахманы (интеллектуалы), кшатрии (воины и администраторы), вайшьи (земледельцы и торговцы) и шудры (рабочие). Место человека в этой системе определяется по его качествам и деятельности, а не по рождению, и ребенок должен воспитываться и обучаться, чтобы получить квалификацию для того или иного положения в этой системе. Обязанности представителей четырех варн можно кратко описать следующим образом.
Брахманы
– это учителя, которые учат своим примером, а также наставлениями. Они должны знать моральные принципы и уметь контролировать себя.
Кшатрии занимаются управлением государства в соответствии с указаниями, полученными от брахманов, и из писаний. Они должны быть безукоризненно религиозными людьми. Кшатрии известны как "нарадева", т. е. как представители Бога на земле. Если случается быть сражению, они лично возглавляют войско.
Вайшьи
отвечают за сельское хозяйство, торговлю и защиту коров. Поскольку смысл общества варнашрама – простая и в то же время духовная жизнь, вайшьи не занимаются производством или продажей товаров для чересчур роскошной жизни и греховной деятельности.
Статьи по теме:
Политический режим как характеристика политической системы. Основные типы
политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический)
Политический режим как явление и научная категория выступает предметом постоянного внимания как отечественных, так и зарубежных исследователей. Однако, несмотря на наличие большой теоретической базы, интерпретация данного понятия пока не ...
Томас Гоббс
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) – выдающийся политический мыслитель творчество которого относится к периоду английской революции сер 17 в. В своих произведениях “О гражданке” и “Левиафан” Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде раз ...
Политико-правовая теория средневековой схоластики. Фома
Аквинский
В XI–XIII вв. по всей Европе прокатилась первая волна еретических движений, серьезно пошатнувшая веру в святость и незыблемость сословно-феодальных устоев (см. § 3). Резкая критика сословного строя и его идеологии. Со стороны еретиков пот ...