PoliticalWay

Все стороны политики

Политические учения современности
Страница 5
Материалы » Политика России » Политические учения современности

Мировое сообщество серьезно озабочено проблемой переведения межэтнических и межнациональных конфликтов в плоскость мирного демократического решения, достижения баланса интересов различных этнических групп.

Религиозно-политические доктрины.

В последней четверти ХХ в. заметно усилилась роль религиозной идеологии в политике. Во многих странах оживился клерикализм - политическое направление, широко использующее религию и церковь в борьбе за власть. Многие религиозные конфессии также не стоят в стороне от политической жизни. На идейной основе некоторых религий развивается иногда несколько религиозно-политических течений, имеющих противоположные установки.

Католицизм. Большое влияние на политику оказывает глава католической церкви - папа, но главный канал воздействия католицизма на политическую жизнь в Европе - это христианско-демократические партии, сблизившиеся с неоконсерватизмом и воспринявшие его ценности (Бельгия, Италия, Польша, Германия). В Латинской Америке, где проживает 60% всех католиков мира, на основе учения Э. Мунье развивается социал-христианское течение, отстаивающее модель персоналистского, плюралистического коммунитарного общества "социального участия". В этом регионе возникла отличающаяся радикализмом доктрина "теологии освобождения", опирающаяся на новую трактовку библии и некоторые положения, заимствованные у марксизма. Она пытается соединить идею революционного освобождения от экономической и политической зависимости с идеей освобождения человека от "библейского" греха. В 1960-х гг. "теология освобождения" получила распространение среди негритянского населения США в некоторых странах Африки (Анголе, ЮАР).

Ислам. В исламском мире роль религии в политике традиционно велика. Во многом это объясняется популярностью идеи халифата-государства, где существует единство политической и религиозной власти. Весьма условно можно выделить три течения внутри ислама: ортодоксальное, модернистское и фундаменталистское. Роль их в политической жизни общества различна.

Ортодоксы выступают с консервативных позиций, идеализируют традиционные общественно-политические отношения в обществе, являются противниками перемен.

Модернисты стремятся адаптировать религиозные идеи к потребностям либерально-демократических преобразований. Фундаменталисты выступают за переустройство общества на основе установок раннего ислама и концепции халифата. Причем, одни стремятся возродить доктрины Мухаммеда в полном объеме, а другие - выборочно. В Средней Азии усиливается влияние ваххабизма - фундаменталистского направления в исламе, выступающего за возвращение к первоначальному исламу, отказу от роскоши, песен и танцев, от употребления вина и табака. Сторонники этого течения жестоко расправляются с отступниками от веры. Они создали организацию боевиков, которая носит название "Братья-мусульмане" и имеет свой центр в Саудовской Аравии. Подводя итог рассмотрения политических идеологий и политических течений современности, следует подчеркнуть, что большинство из них являются динамичными образованиями, стремятся своевременно реагировать на изменение ситуации, на возникающие проблемы. Политические идеологии взаимодействуют, при этом то одна, то другая периодически либо усиливают, либо ослабляет свое влияние.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Классификация политических партий
В становлении партии как политического института, отношении к этому институту государства политологами выделяется три основных стадии: 1) стадия противодействия, противоборства, подавления и борьбы с партиями - период существования абсо ...

Легитимность и делегитимация государственной власти в России
Государственная власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот, — опираясь на их добро ...

Политология как система знаний о политике
Развитие политологии как науки осуществлялось в 3 этапа: 1. Религиозно-мифологический. Основной тезис – божественное происхождение верховной власти в государстве. Длился с начала древнего мира и до античности. 2. Философско-этический – ...