Политическое насилие в системе власти, его оправданность
Материалы » Происхождение, структура и функции политики » Политическое насилие в системе власти, его оправданность
Средства политической власти:
- рассчитанные на добровольное подчинение объекта власти субъекту власти;
- принудительного характера.
1. Авторитет, материальное стимулирование.
2. Совокупность приемов и способов властного воздействия, которые необходимы для того, чтобы заставить субъект власти подчиняться против его воли.
Возможно говорить о различных видах принуждения: духовное - идеологическое (навязывание принципов и идеалов, обеспечивающих классовое господство) и психологическое (постоянная угроза применения насилия).
Политическое насилие
- одно из разновидностей принуждения - физического.
В результате формирования правового государства значение насильственных средств осуществления власти снизилось, что позволяет некоторым исследователям исключить насилие из числа средств политики, их арсенала власти. Так, Х. Арендт утверждает, что использование насилия - это не применение власти, а ее отсутствие.
Там, где начинается насилие, там заканчивается власть, ибо власть не может существовать без признания ее легитимности.
Однако в реальности такой подход страдает односторонностью: власть не может иметь поддержку всего населения. Всегда есть группы людей, которые недовольны существующими политическими институтами. Легитимность не дается режиму раз и навсегда.
В целом испытывая доверие к власти, граждане могут недовольны отдельными ее действиями: массовые волнения шахтеров, молодежи во Франции (1994) недовольной изменившимися условиями профессиональной подготовки, студенческие волнения в Екатеринбурге (1997).
Особенности насилия и его отличие от других средств власти:
1. Низкий созидательный потенциал (так с помощью насильственных методов, в основном стремятся разрушить старое, в то время как с помощью ненасильственных методов - установить что-то новое. Арендт Х.).
Насилие не может заменить самих реформ, направленных на создание нового.
2. Насилие основано на страхе. В виду этого можно добиться внешнего послушания, но нормы и ценности, навязываемые индивиду, не могут стать частью их внутренних личностных убеждений, Таким образом, насилие не гарантирует подчинение или послушание.
3. Насилие относится к дорогостоящим политическим средствам, связанных с человеческими жертвами и разрушением материальных ценностей.
Даже несколько дней вооруженного противостояния в октябре 1993 г. в Москве нанесли огромный экономический ущерб: по оценкам от 30 до 300 млрд.руб.
4. Высокая степень непредсказуемости результатов его применения. Его последствия могут не совпадать с намерениями тех, кто его использовал.
5. Применение насилия способствует распространению в обществе автократических тенденций, установлению диктатуры.
Для того, чтобы уменьшить негативное воздействие насилия на общество, оно должно быть ограничено определенными политическими рамками.
Во-первых, насилие должно иметь ответный характер, т.е. реакцию на насилие: освободительные войны 3-х стран, восстание против диктатора.
Во-вторых, насилие должно быть последним средством, когда все другие исчерпаны (переговоры, дипломатическое урегулирование, привлечение посредников).
В-третьих, объектом насилия не может быть мирное население.
В-четвертых, применение насилия должно быть подчинено принципу пропорциональности: использование минимально возможного насилия.
В-пятых, применение насилия должно быть ограничено принципом гуманитарного отношения с противником.
В-шестых, субъектам насилия следует максимально придерживаться фундаментальных прав и свобод человека; решений Гаагской и Женевской конвенции, которые регулируют и вооруженные конфликты.
Женевские конвенции о защите жертв войны включают
4 Договора (1945, 1977):
1. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных» обязывает участников конфликта подбирать и оказывать помощь раненым и больным неприятеля.
2. «Конвенция об обращении с военнопленными»
3. «Конвенция о защите гражданского населения во время войны»
4. «Конвенция об улучшении участи раненых и больных, потерпевших кораблекрушение в условиях войны»
Гаагская конвенция (1907 г.)
Женевский протокол (1925) о запрещении применения удушливых, ядовитых газов и бактериологического оружия.
Конвенция ООН о запрещении разработки производства, накопления химического оружия. (1975, 1978, 1981, 1993).
Статьи по теме:
Соотношение политики власти и
права
Политический реализм Макиавелли связывает свободу с истиной, с правдой. Макиавелли настаивает на том, чтобы государь больше всего избегал льстецов, которыми полны дворцы, и окружал себя людьми, которые способны ему всегда говорить только ...
Сущность и разновидности партийных систем
Партийные системы представляют собой
совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организа ...
Политические и правовые идеи средневековых ересей
В период средних веков формой политико-правовой идеологии, оппозиционной феодализму, были еретические движения. Ереси оперировали тем же комплексом богословских понятий, что и церковь; однако из св. писания ими делались антицерковные и ан ...