Механизм государственной идеологии в западных странах
Материалы » Механизм государственной идеологии » Механизм государственной идеологии в западных странах
Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений властей, и не обособлялся в виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра, а формировался как составной элемент общего процесса становления и развития учреждений государства и гражданского общества. Кроме органов власти производством и распространением политических идей государственной значимости на западе занимаются университеты, исследовательские учреждения, газеты, журналы, издательства, общественные фонды, партии, движения.
Очевидно, что западный механизм государственной идеологии близок к тому явлению, которое французский философ Л.П. Альтюссер определил как «идеологические аппараты государства». Под таковыми он понимал инструменты проведения в жизнь господствующей идеологии. К числу идеологических аппаратов государства Альтюссер относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юридический; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.). Каждый из названных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является проводником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего общества. Одновременно и господствующие политические силы на всех этапах общественного развития стремятся использовать данные институты в качестве инструментов проведения в жизнь собственной идеологии. Поэтому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постиндустриальную эпоху) их роль как механизма государственной идеологии не столь очевидна, как это было, например, в Советском Союзе, объективно в своей совокупности они все же выступают в качестве таковой[[2]].
Функции идеологов в западных странах выполняют философы, социологи, историки, политики, советники в органах служб. Как отмечает А.А. Зиновьев, эти люди придают единство и преемственность идеологическому плюрализму, образуют связную идеологическую среду. Они изучают сделанное в прошлом, осуществляют отбор, обработку и систематизацию идей и учений, переиздают сочинения определенных авторов, готовят справочники и учебники или, иначе говоря, осуществляют своего рода канонизацию имен, идей, учений. Эти специалисты действуют согласованно не в порядке выполнения служебных требований, а по собственной воле подчиняясь определенным правилам профессиональной идеологической среды, чтобы зарабатывать на жизнь, делать карьеру, приобретать известность[[3]].
Статьи по теме:
Этнические лобби и их влияние на политический процесс в США
Родиной этнического лоббизма вполне заслуженно считаются Соединенные Штаты Америки. Процессы «этнического возрождения», протекающие в США с начала 1960-х годов, обусловили рост культурного, политического и экономического влияния националь ...
Понятие политики, ее структура и функции
Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.
Характерные черты политики: ...
Назначение
съездом судей Украины
Съезд судей Украины по предложению делегатов съезда открытым голосованием большинством голосов присутствующих делегатов съезда определяет кандидатуры на должности судей Конституционного Суда Украины для включения в бюллетени для тайного г ...