Реформа социального обеспечения
Материалы » Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг » Реформа социального обеспечения
Начавшаяся с середины 80-х гг. реформа социального обеспечения разворачивалась по нескольким направлениям. Первое из них – курс на сокращение прямых государственных дотаций, всплеск которых в первые годы реформ (за 2 года в 10 раз) объяснялся стремлением компенсировать повышение цен. По мере насыщения рынка постепенно сокращалась сфера карточного снабжения, которая тоже являлась завуалированной формой ценовых дотаций. Второе – создание системы государственного социального обеспечения с целью более справедливого доступа к ней всех граждан и освобождения предприятий от становящегося для них все более тяжелым «социального бремени». В 1986 г., после двух лет экспериментов, было принято решение о постепенном переходе к централизованной системе пенсионного обеспечения. Предприятия в соответствии с установленными местными органами социального страхования нормативами стали отчислять средства в городские и провинциальные пенсионные фонды. [50; 102]
1986 год знаменателен организацией системы поддержки безработных, которая распространяется на уволенных по сокращению штатов, в связи с банкротством предприятий или окончанием срока трудового контракта без возможности получения нового рабочего места.
Третье направление реформы системы социального обеспечения – ее реконструкция в соответствии с требованиями рыночного хозяйства, а именно: расширение сферы платных услуг и подключение к формированию фондов социального страхования средств самих работников. С 1992 г. в ряде районов был начат эксперимент по формированию пенсионных фондов с подключением выплат из заработной платы самих работников. В других регионах проводится эксперимент, суть которого – в создании личных пенсионных счетов из отчислений от заработной платы работника и начислений из фондов предприятия. [50; 103]
Социальное обеспечение в области здравоохранения строится по принципу сочетания государственных и негосударственных учреждений: помимо государственной системы медицинского обслуживания действует система трудового страхования и кооперативное здравоохранение.
21 июля 1998 г. Госсовет КНР распространил «Постановление об углублении реформы жилищной системы и ускорении жилищного строительства в городах и поселках». Согласно этому постановлению было намечено уже к концу 1998 г. прекратить в основном государственное распределение жилья и развернуть продажу квартир с учетом финансовых возможностей населения. Исключение сделано для семей с низкими доходами, которые будут продолжать в течение того или иного времени арендовать дешевое жилье. [2; 122]
Однако, высоко оценивая китайские реформы с точки зрения их влияния на жизнь людей, нельзя не отметить, что Китай все еще не освободился от целого ряда сложных социальных проблем, доставшихся в наследство от дореформенных и даже дореволюционных времен. Более того, само проведение реформ по выбранному сценарию дало немало негативных последствий в виде растущей имущественной дифференциации, осложнения проблемы занятости, внедрения в сознание людей потребительских стереотипов, продолжающей процветать коррупции.
Таким образом, изменения в социальной сфере КНР не были связаны только с процессом экономической модернизации. Обращая внимание на ряд нерешенных социальных вопросов, правительство стало проводить активную социальную политику, направленную на решение первостепенных проблем, связанных с социальным обеспечением, здравоохранением, специальной программой по ограничению рождаемости, образованием.
Статьи по теме:
Виды современных политических систем
Идея типологизации политических систем возникла в ответ на потребность в нормативных категориях и методике сравнительного анализа политических систем различных стран. В мире в настоящее время насчитывается около 200 стран. Все они имеют н ...
Роль политических партий в избирательном процессе в РФ (федеральные и
региональные аспекты). Общая
характеристика парламентских выборов 2003 года
Выборы 1999г. Дали предельно четкую картину представительства традиционных партийных сегментов. Число партий- соискателей по сравнению с предыдущими выборами снизилось в полтора раза (с 43 до 26); четко выделились шесть победителей, из ко ...
Теория рациональной бюрократии Макса Вебера
Основным источником, в котором представлена теория бюрократии Вебера, служит его фундаментальный труд «Хозяйство и общество». Для рассмотрения проблемы власти бюрократии большое значение имеет также статья Вебера «Парламент и правительств ...