Реформа городской экономикиСтраница 4
Материалы » Социально-экономическое и политическое развитие КНР в 1976-2000 гг » Реформа городской экономики
За период с 1984 по 1990 гг. Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как и из сельского хозяйства к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели. [2; 117]
Что же касается практической стороны вопроса, то после начала преобразований городской экономики темпы роста промышленности заметно ускорились. В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. -- 11%, 1995-2000 гг. – 16%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е -- химических удобрений, 3-е -- сахара, 4-е -- электроэнергии, 5-е -- сырой нефти. По объему ВВП Китай и сейчас находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта. [28; 27]
Важные сдвиги произошли в реформе крупных и средних госпредприятий, переводящей их на режим современных корпораций. Большинство ведущих госпредприятий реформированы в компании, притом довольно значительная часть их вышла на внутренний и зарубежный фондовый рынок. Заметны успехи в ликвидации убыточности и повышении рентабельности предприятий. В 2000 г. прибыль государственных промышленных предприятий и промышленных предприятий с государственным контрольным пакетом акций составила 239,2 млрд. юаней. Это в 2,9 раза больше, чем в 1997 г. Наряду с дальнейшим развитием общественного сектора экономики довольно быстро шло развитие частного и индивидуального секторов, а также строительство рыночной системы. Стремительно развивались рынки таких компонентов, как капитал, техника и технологии, рабочая сила. Заметно усилилась базисная роль рынка в размещении ресурсов. [59; 4-5]
Подводя итог вышесказанному, важно отметить следующее: блестящие успехи в модернизации сельского хозяйства послужили основой для коренных преобразований в городской экономике, ядром которой является промышленность. Был снят жесткий административный контроль за деятельностью предприятий, руководству которых предоставлялась большая свобода действий, снятие многих ограничений по производству и реализации продукции, возможность экспериментов в производительной сфере, право оставлять часть прибыли и распоряжаться ей самостоятельно, право свободной торговли, альтернативной государственной. Все эти изменения дали мощный толчок к развитию социалистической рыночной экономики.
Статьи по теме:
Стратегия США в переустройстве
мира, или идея американского века в действии. От модели Heartland до «великой
шахматной доски»: «русский вопрос»
Реализация «идеи американского века» в отношении России не в последнюю очередь складывалась под влияние геополитических теорий Хальфорда МакКиндера, считавшего, как мы уже отмечали выше, что та страна, которая установит господство над цен ...
Основные идеи неоконсерватизма
Во второй половине ХХ в. социально-экономические и политические изменения в мире заставили консерваторов перейти к требованиям укрепления порядка и законности, сделать упор на противостояние любым начинаниям, способным подорвать стабильно ...
Человек как объект политики
Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого воздействия. При демократическом типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя ус ...