PoliticalWay

Все стороны политики

Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государс
Страница 2
Материалы » Участие политических партий в формировании органов государственной власти » Политические партии как фактор формирования органов государственной власти в Российской Федерации. Роль и место политических партий в формировании представительных и исполнительных органов государс

Сращивание экономической и политической власти, персонализация единства власти и собственности, как на федеральном, так и на региональном уровне - ведет к разрушению в России формальных политических институтов.

В современной России по мажоритарной системе абсолютного большинства избираются: Президент Российской Федерации и главы исполнительной власти субъектов Федерации. Если никто из кандидатов не набирает более 50% голосов избирателей, то проводится второй тур голосования, в который проходят кандидаты, занявшие первые два места. Второй тур проводится уже по мажоритарной системе относительного большинства.

По мажоритарной системе относительного большинства в России проводятся выборы половины депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.

Особенностью российской избирательной системы является то, что, если в бюллетене по каким-либо причинам оказалась одна фамилия, выборы признаются несостоявшимися. Кандидат, снявший свою кандидатуру накануне выборов, обязан возместить расходы на избирательную кампанию. Другой особенностью мажоритарной избирательной системы России является отсутствие многомандатных округов.

При пропорциональной избирательной системе возможно образование только многомандатных избирательных округов. Разновидностей пропорциональной системы известно гораздо больше, чем разновидностей мажоритарной. Её преобладание обусловлено тем, что она считается более демократичной, чем мажоритарная, так как представляет интересы различных социальных групп и представляющих их политических сил. Она более чем мажоритарная, способствует созданию эффективных обратных связей между гражданским обществом и государством.

Противники пропорциональной избирательной системы в качестве одного из её недостатков указывают на обезличинность партийных списков. Ведь избиратели голосуют за списки, составляемые партиями, т.е. за партии, а не за конкретных кандидатов. Партии включают в списки, как правило, столько кандидатов, сколько депутатов посылается в представительный орган от данного избирательного округа. Депутатами становятся кандидаты, стоящие под первым порядковым номером в списке. В России в бюллетень вносятся из списка первые три фамилии. Нельзя сказать, что избиратели знают только этих людей. Партийные списки формируются так, чтобы в них были представлены лидеры региональных партийных организаций. А их хорошо знают на местах. Настроение избирателей во многом зависит от доходчивости, аргументированности выступлений кандидатов, от их способностей, манеры поведения и т.д. Избиратели часто о самой партии судят по конкретным кандидатам.

В России существует практика смешанной избирательной системы, сочетающие в себе элементы мажоритарной и пропорциональной систем, на выборах в Государственную Думу: 225 депутатов избирается по мажоритарной и 225- по пропорциональной системе. При голосовании за списки страна представляет единый федеральный округ. В России планируется введение 7% -наго барьера для прохождения партии в Госдуму, хотя на выборах в нее 2003 г. И 5% -ный барьер не смогли преодолеть известные в стране партии «Яблоко» и СПС.

Таким образом, выбор государством той или иной избирательной системы - это не только выбор путей формирования властных структур. Дело в том, что избирательный закон может оказывать влияние и на развитие партийной системы в стране.

2.2. Этапы развития регионального политического процесса

После начала демократизации Россия прошла несколько этапов регионального развития.

1. 1990-1991гг. характеризовались усилением Советов как органов государственной власти в регионах в контексте ослабления локальных структур партийного контроля.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Контрольный тест
Действительно ли все перечисленные признаки могут являться признаками конфедерации: 1) наличие нескольких равноправных президентов; 2) временный характер существования; 3) обязательно должны быть единая валюта и один главнокомандующий ...

Понятия «национальный интерес» и «национальная безопасность».
Н.И- это интерес нации как единство суверенного гос-ва и гражданского общества. Политику можно рассматривать как важное ср-во реализации нац интересов. На формирование нац интереса влияют уровень экономического развития страны, ее вес и м ...

Структура и функции политической системы. Функции политической системы
Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития . Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспе ...