PoliticalWay

Все стороны политики

Теоретическое обоснование международных отношений
Материалы » Внешняя политика России и международные отношения » Теоретическое обоснование международных отношений

Международные отношения нуждаются в анализе и с точки зрения их теоретического обоснования. Такого рода обоснования осуществляются разными путями:

Первый путь

– это разработка глобалистско-футорологических концепций. Характерными чертами этих концепций являются следующие: общество будущего прогнозируется устойчивым и стабильным как с экономической, так и политической точек зрения; его духовно-политическую основу составляет планетарное сознание и соответ­ствующий ему тип политического мышления, определяющую роль в котором занимают общечеловеческие нормы и ценности; необходимыми предпосылками служат структуры гражданского общества, и прежде всего человеческие ресурсы и знания. Наиболее полное выражение эти черты нашли в концепции «жизнестойкого общества», которая выдвинулась на одно из первых мест в современной зарубежной, прежде всего американской, глобалистике.

Второй путь

теоретического обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий. К их числу относятся: теория войны и мира Р. Арона, теория факторов К. Райта, теория «равновесия» Дж. Ласки, теория мировых систем Й. Галтунга и др. Важное место среди этих теорий занимает теория прагматизма и политического реализма Г. Моргентау. Ее содержание составляют следующие основные положения[11]:

• международная политика должна разрабатываться на основе со­временных политологических теорий и тем самым увеличивать надежность предвидения, избавляться от непредсказуемости. Рациональная международная политика хороша, если она минимизирует риск и максимизирует выгоду, т.е. когда она опирается на разумность и требования успеха;

• важнейшим ориентиром, позволяющим политическому реализму найти разумный путь в области международной политики, является «понятие интереса, определяемого в категориях власти». В мире, разделенном конкуренцией и борьбой за власть различных суверенных наций, внешняя политика любой нации должна обеспечивать удовлетворение первоочередного интереса выжить, выстоять перед лицом опасности извне;

• моральные принципы могут применяться к действиям государств и наций не абстрактно, а лишь в соответствии с конкретными обстоятельствами места и времени. Прагматизм и политический реализм Г. Моргентау не допускают устремлений отдельных государств и наций идентифицировать себя с носителями моральных законов всего мира. Если допустить возможность такой ситуации, то тем самым будет открыт путь к порождению «безумия неистовых крестовых походов»[12].

Третий путь

– конструирование специальных концепций, по­зволяющих анализировать состояние международных отношений. Примером такого рода концепций могут служить теории мировых систем, международных организаций, международного конфликта, национального интереса, всеобщей безопасности и т.д.

Концепция всеобщей безопасности представляет собой не новый комплекс идей, а скорее новую совокупность принципов

подхода к проблемам безопасности в ядерном мире. Серьезный вклад в формиро­вание концепции всеобщей безопасности внесла Независимая комиссия по вопросам разоружения и безопасности, созданная по инициативе бывшего премьер-министра Швеции Улафа Пальме и объединявшая общественных, политических и государственных деятелей 17 стран Европы, Азии, Америки и Африки[13]. Главная идея этой доктрины в том, что она обосновывала необходимость отказа от обеспечения международной безопасности на принципе «сдерживания путем устрашения»: «Государства более не могут стремиться к укреплению своей безопасности за счет друг друга: ее можно добиться только путем совместных усилий»[14].


Статьи по теме:

Осознание свободы через «вхождение во власть»
Осмысление открывшихся свобод в трансформирующемся украинском обществе происходит на основе статусных и функциональных позиций различных социальных групп. В свою очередь, в публичной сфере находят свое выражение политический, правовой, на ...

Заместители председателя Конституционного Суда Украины
Заместители председателя Конституционного Суда Украины избираются по предложению председателя в порядке, предусмотренном для избрания председателя Конституционного Суда Украины. Заместители председателя исполняют по поручениям председател ...

Трансформация европейских коридоров и транспортная политика Украины
Из-за непоследовательной внешней политики государства появилась устойчивая тенденция к созданию транспортных коридоров в обход Украины. Учитывая, что через территорию страны проходит геополитический цивилизационный разлом, это грозит в бу ...