PoliticalWay

Все стороны политики

Типология международных отношений

В отечественной и зарубежной литературе дается неоднозначная типология

международных отношений. Представители марксистской

традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы – от международных отношений гос­подства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Последние складывались между бывшими социалис­тическими странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи)[7].

Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом

подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»[8].

Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы».

По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век»[9].

Авторитетной среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В.

Маровецким,

который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперни­чества и отношения сотрудничества.

Он делает вывод, что доминирующим типом может быть

только взаимное приспособление государств друг к другу[10].


Статьи по теме:

Способы продвижения имиджа государства
Существует несколько PR способов, которые позволят улучшить имидж России за рубежом и повысить образ России в глазах иностранцев. Бренд для путешественников Продвигать страну как бренд начал рекламный гуру Дэвид Огилви. В середине 1950- ...

Политическая власть в России: проблема легитимности. Роль политической власти в России
Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке.[16] Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для ...

Реформа избирательного права 1832 г.в Англии. Парламентские выборы
Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительс ...