Типология международных отношений
Материалы » Внешняя политика России и международные отношения » Типология международных отношений
В отечественной и зарубежной литературе дается неоднозначная типология
международных отношений. Представители марксистской
традиции, кладя в основу формационный и классовый критерии, выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический типы, а также переходные типы – от международных отношений господства и подчинения к отношениям товарищеского сотрудничества и взаимопомощи. Последние складывались между бывшими социалистическими странами в рамках СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи)[7].
Иначе подходят к этому вопросу те западные ученые, которые не разделяют марксистской концепции. Одни из них придерживаются типологии, предложенной еще в конце XIX в. юристом-международником Ф. Мартенсом, суть которой состоит в хронологическом
подразделении международных отношений на три типа: для первого типа, охватывающего период от античности до Вестфальского мирного договора 1648 г., характерны «разобщенность народов и господство физической силы»; для второго (до Венского конгресса 1815 г.) характерно «политическое равновесие», для третьего (вплоть до наших дней) характерен «принцип национальности», дополненный в XX в. принципом «господства права»[8].
Другие западные ученые (американцы П. Морган, Дж. Модельский и др.) в основу типологии кладут доминирующее влияние «мировой державы» и характер формируемой ею «глобальной системы».
По их мнению, история международных отношений с XV в. и до наших дней выглядит в виде пяти этапов господства четырех «великих держав»: Португалии, Нидерландов, Великобритании и США. Причем пятый цикл начался в 1914 г., получив название «американский век»[9].
Авторитетной среди политологов мира является типология, предложенная польским ученым В.
Маровецким,
который подразделил международные отношения на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Он делает вывод, что доминирующим типом может быть
только взаимное приспособление государств друг к другу[10].
Статьи по теме:
Способы продвижения имиджа государства
Существует несколько PR способов, которые позволят улучшить имидж России за рубежом и повысить образ России в глазах иностранцев.
Бренд для путешественников
Продвигать страну как бренд начал рекламный гуру Дэвид Огилви. В середине 1950- ...
Политическая власть в России:
проблема легитимности. Роль политической власти в России
Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке.[16] Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для ...
Реформа избирательного права 1832 г.в Англии. Парламентские выборы
Реформа 1832 г. была первой реформой избирательного права в Англии. Она положила начало переходу от средневекового избирательного принципа равного представительства от корпоративных единиц к новому демократическому принципу представительс ...