Сущность и основные принципы правового государстваСтраница 2
Материалы » Гражданское общество и правовое государство » Сущность и основные принципы правового государства
Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством. (В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у немалой части российского населения, равнодушие граждан к делам общества и государства, что порождено длительным периодом застоя, уравниловкой и т. д. Преодолеть отчуждение гражданина от власти, от общественных и государственных дел, повысить ответственность за свои поступки можно, лишь раскрепостив личность, предоставив возможность самостоятельного творчества и инициативы.)
Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом или социальным слоем, а вся система публичной власти должна соответствовать требованиям права и последовательно его соблюдать.
Разделение властей предусматривает организационно-правовой механизм их взаимодействия и взаимного сдерживания, что необходимо для удержания каждой из них в пределах своих полномочий и вместе с тем обеспечения самостоятельности и независимости от других властей.
Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов.
Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. В правовом государстве суд, прокурорский надзор, арбитраж должны обеспечивать исполнение законов.
Особое место занимает проблема положения личности в правовом государстве. Само по себе правовое государство не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности.
В этой связи было бы неправильно считать правовым государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо законы могут быть разными. Важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (например, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.
Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Декларация представляет собой свод важнейших прав и свобод, без которых невозможно развитие современной цивилизации и которые находятся в системном единстве. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные нрава.
Декларация провозглашает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Причем в тексте Декларации подчеркивается, что всем комплексом прав и свобод люди должны обладать независимо от их расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Среди важнейших гражданских (личностных), политических прав и свобод в тексте Декларации отмечаются: право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и жестокости, бесчеловечных и унижающих достоинство обращения и наказания; право на равную защиту закона; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода передвижения; право на свободу совести и религии, свободу убеждений и свободное их выражения; право на убежище, гражданство; право владеть имуществом; право на свободу мирных собраний, ассоциаций; право принимать участие в управлении страной и равного доступа к государственной службе в своей стране.
Статьи по теме:
Геополитическое положение России в СНГ
СНГ сложилось в начале 90-х гг. XX в. после распада СССР. 8 декабря 1991 г. в Вискулях (резиденция белорусского правительства, расположенная в Беловежской пуще) руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины подписали Со ...
Система единственного непередаваемого голоса
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система.
Система ...
Буржуазные политические и правовые учения в Европе во
второй половине XIX в.. Введение
Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя ...