Новые тенденции в развитии политической властиСтраница 1
Материалы » Институт политической власти и особенности её функционирования в современной Республике Беларусь » Новые тенденции в развитии политической власти
Власть возникла вместе с развитием человека и вместе с ним прошла длительный путь своего становления и постоянного совершенствования. В современным условиях также идут процессы развития власти. Отметим ряд новых тенденций, характерных для наших дней. Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической власти. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления. Об усилении демократической тенденции во властных отношениях свидетельствуют повышение роли в воздействиях на властные отношения общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества.
Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности политической власти, т.е. признания ее законного характера обществом.
Тенденция к разукрупнению политической власти, к становлению системы разделения властей одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти. Особенно заметно действие этой системы в странах Восточной Европы и в России. При этом проводится в жизнь разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали.
Следующая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данный процесс идет практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.
Государственная власть – высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат, владеет монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.
Государственная власть функционирует по политико-территориальному принципу. Это значит, что она не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией и превращает его в своих подданных (монархия) или в своих граждан (республика). Государственная власть – суверенная, т.е. верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.
Политическая власть – это воля людей, выражающих наиболее важные общественные интересы, диктуемая политическими силами в результате выборов от имени народа в конкурентной борьбе, а государственная власть – инструмент этой воли, механизм ее воспроизведения в обществе. Политическая власть находится в постоянном движении, развитии, наполняясь новым содержанием, потребностями, интересами. Государственная власть, выполняя волю политической власти, закрепляет ее в законах в виде государственной политики и осуществляет ее. Под воздействием политической власти государственная меняет свое содержание, а следовательно, формы и методы своей деятельности.
В третьем тысячелетии происходят крупные подвижки во взаимоотношениях человека и власти. Оставаясь центром мира политического, государство постепенно меняет свои традиционные характеристики и роли. В первую очередь это коснулось понятия "суверенитет". Если прежде он понимался исключительно как контроль над населением территорий, то теперь это ставится под сомнение. Усиливается внешняя интеграция государств, и соответственно возрастает взаимозависимость государств в решении широкого круга проблем – от прав человека до охраны окружающей среды. Уникальные условия доминирования государственной власти исчезают. При взаимозависимости отдельных стран становится все менее ценным – а иногда и вовсе теряет смысл – применение силы принуждения в качестве подмены политического доверия. Доверие становится основополагающим условием политической эффективности. Мировой политический опыт уже представил ориентир развития современного государства – это электронное правительство (e-government). Потенциал электронного правительства – выведение в электронную сеть информации, необходимой учреждениям и гражданам, активное взаимодействие с ними в сфере их интересов и запросов в качестве уже не соподчинения, а партнерства в связке "гражданин – государство".
Статьи по теме:
Теория “надклассовой монархии” Л. Штейна
С развитием буржуазного общества и ростом пролетариата в общественном движении Франции и других стран все большее распространение получали идеи социализма и коммунизма. С критикой этих теорий выступил немецкий государствовед, историк и эк ...
Политические и правовые учения немецкого и итальянского
просвещения XVII-XVIII вв.. Введение
Естественно-правовая теория была прямой наследницей гуманистических идей Возрождения, его веры в могущество и конечное торжество человеческого разума. Она переложила эти идеи на язык права, дала теоретико-правовое обоснование и формулиров ...
Сущность партийной системы
В одной политической системе возможно существование нескольких политических партий. Они взаимодействуют друг с другом в процессе своей деятельности и образуют партийную систему.
Партийная система - это механизм взаимодействия и соперниче ...