Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России.Страница 1
Материалы » История развития политической мысли в России » Политическая мысль периода новой и новейшей истории в России.
Существенным вкладом в развитие теории и практики государственности явилась конституция 1906 года, реформаторская деятельность П.А.Столыпина.
Во второй половине XIX века в результате проведенных реформ (земельная реформа 1861 года, реформа в системе местного самоуправления 1864 года, законодательство о городском самоуправлении 1870 года и др.) русская бюрократия раскололась на два враждебных лагеря, возник серьезный политический конфликт. Одна часть бюрократии осталась верной принципам полицейского государства и неограниченной власти царя, другая - выступила в поддержку новых принципов правления - посредством законов и представительных институтов.
В.А.Маклаков существенно ошибается. По крайней мере, для России конца XIX - начала XX века характерны три общественно-политические силы, уже сумевшие сформировать и свои партии: помещичье-монархические партии (монархический «Союз русского народа», «Всероссийский союз земельных собственников» и др.); либерально-буржуазные партии (Союз освобождения, кадеты, партия демократических реформ, партия правового порядка, октябристы и др.); партии революционного демократизма (РСДРП, эсеры и др.). Эти силы вели упорную борьбу, с одной стороны, за сохранение самодержавия, сословности и остатков крепостничества (первая группа партий и движений), с другой - против самодержавия, за демократизацию жизни, парламентаризм, а наиболее радикальные силы (РСДРП, эсеры) - за революционное обновление общества.
Принятая 26 апреля 1906 года Российская Конституция (Основные законы империи) ставила своей целью примирить монархию с нарождавшимися новыми политическими силами, достичь между ними компромисса в сложных политических условиях. Новым в Конституции было то, что в ней в высокой мере осуществлялся либеральный принцип разделения властей. Те социальные силы, которые ранее имели возможность участвовать лишь в местном самоуправлении, получали доступ к законодательству и к участию в формировании государственной политики. Но и традиционные правящие группы не исключались из государственной работы, поскольку исполнительная власть оставалась в руках бюрократии - единственной обладавшей управленческим опытом. Вместе с тем, эти две формы никоим образом не противопоставлялись (и не отделялись) друг от друга. Институт всеобщего голосования подчинял управление государством контролю народного представительства, а бюрократия сохраняла влияние на законодательный процесс, поскольку верхняя палата парламента (Государственный Совет) состояла не только из избранных членов, но и лиц, назначаемых царем.
В соответствии с Конституцией премьер-министром того времени П.А.Столыпиным была разработана либеральная программа, утвержденная Думой 6 марта 1907 года. Она стала основой правительственной политики не только до смерти Столыпина, но и при его преемнике В.Н.Коковцеве, т.е. до революции 1917 года. Центральное место в программе занимала аграрная реформа, по которой крестьянин мог выйти из общины и стать свободным фермером или переехать в восточные районы, где было много необжитых земель. Тот же, кто хотел остаться в общине, оставался: никаких препятствий не чинилось.
Однако существующая оценка программы П.А.Столыпина только как аграрной реформы является весьма однобокой.
Помимо аграрного, центральное место в программе занимали и вопросы политического характера:
а) религиозная терпимость и свобода совести;
б) неприкосновенность личности - арест, обыск, цензура корреспонденции могли иметь место только на основании судебного постановления; в случае полицейского ареста его законность должна быть проверена судом в ближайшие 24 часа; предварительное расследование по политическим преступлениям проводится не жандармскими офицерами, а судебными следователями; адвокат допускается к подзащитному и во время предварительного следствия;
в) совершенствование системы самоуправления - придание земствам новых функций, ограничение надзора административных органов за деятельностью органов самоуправления, введение самоуправления в Польше и Прибалтике;
г) административная реформа - создание целостной системы гражданской администрации, организация административных судов;
д) трудовое законодательство - введение различных видов страхования, узаконение экономических забастовок;
е) модернизация народного просвещения.
В девяностые годы в исторической литературе, и особенно в публицистике, существенно преувеличивается роль П.А.Столыпина, он преподносится чуть ли не отцом русской демократии. При этом совершенно упускается из виду, что именно он руководил подавлением русской революции 1905-1907 годов, поощряя деятельность военно-полевых судов и применение смертной казни (веревки для повешения в народе метко окрестили «столыпинскими галстуками»). Правительство П.Столыпина вопреки принятой Конституции разогнало II Государственную думу и осуществило Третьеиюньский переворот 1907 года. В народе П.Столыпина ненавидели, на него неоднократно устраивались покушения, пока эсер Д.Г.Багров его смертельно не ранил (1911 г.).
Статьи по теме:
Политико-правовая идеология феодальных защитников
абсолютизма
С идеологической защитой и обоснованием петровских реформ выступала группа дворян и священников, образно названная одним из них "ученая дружина Петра". Эти теоретики использовали для обоснования абсолютизма теорию естественного ...
Политические и правовые идеи Древней Руси
Зарождение древнерусской политической идеологии связано с летописями, появившимися в первой половине XI в. Опираясь на устные сказания, летописцы (главным образом Киево-Печерского монастыря) пытались восстановить историческое прошлое и об ...
Понятие и признаки государства
Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Центральным институтом пол ...