Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.Страница 4
Материалы » История развития политической мысли в России » Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.
Проекты конституционных преобразований М.М.Сперанского (1772-1839), выходца из среды мелкого духовенства, ставшего крупным чиновником благодаря своим незаурядным способностям, носили более широкий либеральный характер. Сперанский прошел путь от дворянского либерализма до защиты неограниченной монархии. Под его руководством было подготовлено полное собрание законов Российской империи в 45 томах, а также свод законов России в 15 томах.
По заданию Александра I в 1809 году им был разработан подробный проект государственных преобразований, где обоснована необходимость реформ, сообразных духу времени. Сперанский по-своему интерпретировал предложенную им систему разделения властей. Законодательная, исполнительная, судебная власти выступают у него как проявления «единой державной власти». В силу этого император есть «верховный законодатель», «верховное начало исполнительной власти», «верховный охранитель правосудия».
Впервые Сперанский вводит различия между законами и нормативными актами - уставами, регламентами, инструкциями и т.д., в которых определялась деятельность административных органов. Тем самым был поставлен вопрос о подзаконной правотворческой деятельности исполнительного аппарата и внесены оригинальные дополнения в теорию разделения властей.
Верховным органом судебной власти является Сенат, назначаемый императором из числа кандидатов, рекомендованных губернскими думами. Для устранения различных коллизий между властями, общего соединения всех государственных дел, императором назначается Государственный Совет.
На местах создаются губернские думы, состоящие из всех сословий, имеющих собственность. Волостным думам предоставляется право избирать волостные правления. В селах и деревнях избираются (или назначаются) старосты.
Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в России связано с движением декабристов. С их восстания 14 декабря 1825 года В.И.Ленин датировал начало освободительного движения в России, выделяя в нем три этапа: дворянский (1825-1861), разночинский (1861-1895) и пролетарский (после 1895 г.). Декабристов и Герцена он называл самыми выдающимися деятелями первого этапа.[1]
Декабристы сочувствовали народу и поставили своей задачей освободить его от крепостного гнета, но стремились осуществить революционный переворот без участия самого народа. Эта ограниченность сказалась и на программах их преобразований.
В политической идеологии декабристов различаются два течения: умеренное и радикальное. Наиболее видным представителем умеренного направления был Н.М.Муравьев (1795-1843) - создатель конституции декабристов. В своих воззрениях он исходил из теории естественного права. Он был решительным противником крепостного права. Вместо сословного строя в конституции Муравьева вводилось равенство всех перед законом. Он подчеркивал, что русский народ «не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». Царское самодержавие именовалось «произволом одного человека», беззаконием. Но в то же время Муравьев выступает за конституционную монархию, считает, что император - это «верховный чиновник правительства», обязанный отчитываться перед Народным вече - высшим представительным органом - о состоянии страны.
Идеологом радикального направления был П.И.Пестель (1793-1826) - кавалер Золотой шпаги «За храбрость», получивший ее за участие в Бородинском сражении, где был тяжело ранен, автор конституционного проекта под названием «Русская правда», над которым он работал много лет. Однако «Русская правда» включает не только конституционный проект, но и общие политические понятия: государства, народа, правительства, их взаимных прав и обязанностей и т.д.
Статьи по теме:
Понятие политической культуры
Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий ...
Вывод
В настоящей работе ее автор исходит из того, что коммуникация для государственного управления является одной из ключевых функций и инструментом воздействия на общество. «По сути, самое управление – это не что иное, как осуществление целен ...
Разновидности демократии
В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) ...