PoliticalWay

Все стороны политики

Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.
Страница 4
Материалы » История развития политической мысли в России » Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков.

Проекты конституционных преобразований М.М.Сперанского (1772-1839), выходца из среды мелкого духовенства, ставшего крупным чиновником благодаря своим незаурядным способностям, носили более широкий либеральный характер. Сперанский прошел путь от дворян­ского либерализма до защиты неограниченной монархии. Под его руководством было подготовлено полное собрание законов Россий­ской империи в 45 томах, а также свод законов России в 15 томах.

По заданию Александра I в 1809 году им был разработан под­робный проект государственных преобразований, где обоснована не­обходимость реформ, сообразных духу времени. Сперанский по-своему интерпретировал предложенную им систему разделения властей. Законодательная, исполнительная, судебная власти выступают у него как проявления «единой державной власти». В силу этого император есть «верховный законодатель», «верховное начало исполнительной влас­ти», «верховный охранитель правосудия».

Впервые Сперанский вводит различия между законами и нор­мативными актами - уставами, регламентами, инструкциями и т.д., в которых определялась деятельность административных органов. Тем самым был поставлен вопрос о подзаконной правотворческой дея­тельности исполнительного аппарата и внесены оригинальные допол­нения в теорию разделения властей.

Верховным органом судебной власти является Сенат, назна­чаемый императором из числа кандидатов, рекомендованных губерн­скими думами. Для устранения различных коллизий между властями, общего соединения всех государственных дел, императором назначает­ся Государственный Совет.

На местах создаются губернские думы, состоящие из всех со­словий, имеющих собственность. Волостным думам предоставляется право избирать волостные правления. В селах и деревнях избираются (или назначаются) старо­сты.

Дальнейшее развитие общественно-политической мысли в Рос­сии связано с движением декабристов. С их восстания 14 декабря 1825 года В.И.Ленин датировал начало освободительного движения в Рос­сии, выделяя в нем три этапа: дворянский (1825-1861), разночинский (1861-1895) и пролетарский (после 1895 г.). Декабристов и Герцена он называл самыми выдающимися деятелями первого этапа.[1]

Декабристы сочувствовали народу и поставили своей задачей освободить его от крепостного гнета, но стремились осуществить ре­волюционный переворот без участия самого народа. Эта ограничен­ность сказалась и на программах их преобразований.

В политической идеологии декабристов различаются два тече­ния: умеренное и радикальное. Наиболее видным представителем уме­ренного направления был Н.М.Муравьев (1795-1843) - создатель кон­ституции декабристов. В своих воззрениях он исходил из теории есте­ственного права. Он был решительным противником крепостного пра­ва. Вместо сословного строя в конституции Муравьева вводилось равенство всех перед законом. Он подчеркивал, что русский народ «не есть и не может быть принадлежностью ни­какого лица и никакого семейства». Царское самодержавие именова­лось «произволом одного человека», беззаконием. Но в то же время Муравьев выступает за конституционную монархию, считает, что им­ператор - это «верховный чиновник правительства», обязанный отчи­тываться перед Народным вече - высшим представительным органом - о состоянии страны.

Идеологом радикального направления был П.И.Пестель (1793-1826) - кавалер Золотой шпаги «За храбрость», получивший ее за уча­стие в Бородинском сражении, где был тяжело ранен, автор конститу­ционного проекта под названием «Русская правда», над которым он работал много лет. Однако «Русская правда» включает не только кон­ституционный проект, но и общие политические понятия: государства, народа, правительства, их взаимных прав и обязанностей и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Статьи по теме:

Понятие политической культуры
Американские политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл определяют политическую культуру общества как «совокупность индивидуальных установок и ориентации участников данной системы, как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий ...

Вывод
В настоящей работе ее автор исходит из того, что коммуникация для государственного управления является одной из ключевых функций и инструментом воздействия на общество. «По сути, самое управление – это не что иное, как осуществление целен ...

Разновидности демократии
В зависимости от того, какому субъекту политики (народу, группам, личности) отдается предпочтение при осуществлении политической власти, различают коллективную (народную), групповую (плюралистическую) и индивидуалистическую (либеральную) ...