Анализ примера коммуникацииСтраница 1
Настоящая глава содержит анализ конкретного примера политической коммуникации - выступление Президента в связи с изданием его Указа о Комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров. (См. Приложение 1. Вступительное слово на совещании по вопросам формирования резерва управленческих кадров). Причины выбора данного случая описаны во введении.
Анализ текста коммуникации будет проведен с точки зрения его ключевых характеристик: кто говорит (коммуникатор), что говорит (тезис, ключевая мысль), кому говорит (заявляемая аудитория), как говорит (набор аргументов и мыслей, раскрывающих тезис). Ответы на перечисленные вопросы позволяют определить тип политической коммуникации и ее соответствие политической задаче.
Отвечая на первый вопрос (кто?), необходимо отметить высочайший статус коммуникатора, и, следовательно, важность содержания данной коммуникации. Исходя из функций Президента, зафиксированных в пункте 3 статьи 80 Конституции, в его компетенции находятся определение и, следовательно, высказывания основных направлений внутренней и внешней политики государства. Отсутствие второстепенных коммуникаторов, которыми могли бы быть участники соответствующего совещания – должностные лица и представители структур Минэкономразвития, Минобразования, подчеркивает значимость озвучиваемого тезиса. Выбор фигуры коммуникатора акцентирует и суть речи – определение глобальных приоритетов и, как следствие, постановка цели или задачи для общества и соответствующих государственных структур.
Именно эта задача отражена в базовом тезисе речи: «Необходимость создания целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты в нашей стране. И как инструмент для этого – формирование общероссийского резерва эффективных управленческих кадров».
По своей структуре и содержанию речь носит прикладной характер и типична для текста технического задания, выдаваемого начальником своим подчиненным. Речь состоит из двух смысловых частей. Первая содержит характеристику проблемы и ее происхождение. Вторая – формулировку задачи и ее детальное, прикладное описание: анализ альтернатив и их оценка, определение ресурсов, перечень составляющих и сопутствующих задач, требования к качеству решения, назначение ответственных.
Начинается речь указанием на взаимосвязь озвучиваемой проблемы с уже выбранным внутриполитическим курсом («Поставленные планы стратегического развития») тем самым дается отсылка к ранее данным распоряжениям. Новая задача получает место в контексте текущей деятельности.
Акцент речи, со всей очевидностью, смещен в прикладную сторону описания требований к действиям. С точки зрения технического задания неоговоренными остаются лишь сроки реализации. Полностью отсутствует мотивация аудитории: зачем и почему им следует исполнять данную задачу. Сама задача и проблема вовсе не обосновываются.
Описанная структура речи позволяет достаточно однозначно определить тип коммуникации и ее цель.
Для простоты атрибуции речи из обилия классификаций речей необходимо использовать два: по типу коммуникативного последствия (что оратор хочет от аудитории) и по предмету обсуждения (что именно оратор обсуждает с аудиторией).
Классификация выступлений по типу коммуникативного последствия позволяет определить степень давления коммуникатора на своего адресата. (Таблица 1)
Таблица 1
Тип речи |
Коммуникативное последствие |
Степень давления оратора на аудиторию |
Информационная речь |
От аудитории не требуется действий, только усвоение информации |
Низкая |
Убеждающая речь |
От аудитории ожидаются действия, но сценарий жестко не определен. |
Средняя |
Агитационная речь |
От аудитории ожидаются действия по предложенному оратором сценарию |
Высокая |
Классификация по предмету обсуждения так же выявляет характер отношений между коммуникатором и адресатом, определяет статусное соотношение между ними. (Таблица 2)
Таблица 2
Тип речи |
Предмет речи |
Пример |
Ценностная речь |
Ценности, критерии оценки, авторитеты, образцы, цели и т.п. |
«Что такое хорошо, что такое плохо» |
Судительная речь |
События и ситуации – их оценка и интерпретация |
«Есть ли жизнь на Марсе» «Кому на Руси жить хорошо» «Кто виноват» |
Совещательная речь |
Планы действий |
«Что делать» «Как нам обустроить Россию» |
Статьи по теме:
Военная доктрина РФ и новая оценка ситуации в мире.
Военная доктрина- система официально принятых в гос-ве образов мыслей на войны, вооруженные конфликты, пути и ср-ва их предотвращения. В военной доктрине РФ важным яв-ся предотвращение войны и воен конфликтов, сохранение мира. Ключевое зн ...
Биография.
Борис Николаевич Ельцин родился 1 февраля 1931 года в селе Бутка Талицкого района Свердловской области - там, где жили почти все его предки. Его детство совпало с очень тяжелым периодом в жизни страны - поголовное раскулачивание. Всех на ...
Некоторые подходы к изучению имиджа политического лидера
Слово «имидж» английского происхождения и дословно переводится как «образ» (от англ. image). Многие справочные издания раскрывают понятия «имидж», трактуя его как «целенаправленно формируемый образ»; как «сложившийся в массовом сознании и ...