PoliticalWay

Все стороны политики

Виды политической системы общества
Страница 1
Материалы » Понятия и элементы политической системы » Виды политической системы общества

В литературе выделяют множество оснований классификации политических систем.

1. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на:

1.1. Демократические;

1.2. Антидемократические (тоталитарные и авторитарные).

Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.

2. Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политических системах:

2.1. Христианских государств;

2.2. Мусульманских стран;

2.3. Арабских стран и т. д.

Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве .

3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:

3.1. Политическую систему рабовладельческого общества;

3.2. Политическую систему феодального общества;

3.3. Политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;

3.4. Политическую систему социалистического общества.

Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.

4. По территориально-географическим факторам делят:

4.1. Политические системы азиатских стран;

4.2. Политические системы европейских стран;

4.3. Политические системы североамериканского региона и т. д.

В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё [3].

5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:

5.1. Открытого типа;

5.2. Закрытого типа.

Закрытые политические системы неохотно контактируют с внешней средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательства других систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.

6. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политические системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):

6.1. Примитивные;

6.2. Традиционные;

6.3. Современные.

«Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.

Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия.

Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:

- демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Формирование целевой программы
Государственный заказчик - координатор целевой программы кроме полномочий, указанных в пункте 7 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российск ...

Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли
Общественно-политическая жизнь Западной Европы первой половины XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Ш ...

Россия и Белорусия
Россия и Белорусия 1996 г- договор об образовании сообщества, май 1997- подписан устав союза Б и России, декабрь 1998- декларация о дальнейшем единении Респ Бел и РФ. Через Б идет 75-80% российского транзита на запад, можно сказать что Б ...