Виды политической системы обществаСтраница 1
Материалы » Понятия и элементы политической системы » Виды политической системы общества
В литературе выделяют множество оснований классификации политических систем.
1. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на:
1.1. Демократические;
1.2. Антидемократические (тоталитарные и авторитарные).
Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.
2. Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политических системах:
2.1. Христианских государств;
2.2. Мусульманских стран;
2.3. Арабских стран и т. д.
Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве .
3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:
3.1. Политическую систему рабовладельческого общества;
3.2. Политическую систему феодального общества;
3.3. Политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;
3.4. Политическую систему социалистического общества.
Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.
4. По территориально-географическим факторам делят:
4.1. Политические системы азиатских стран;
4.2. Политические системы европейских стран;
4.3. Политические системы североамериканского региона и т. д.
В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё [3].
5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:
5.1. Открытого типа;
5.2. Закрытого типа.
Закрытые политические системы неохотно контактируют с внешней средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательства других систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны (например, политические системы социалистических стран или высоко религиозных государств). Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.
6. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политические системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):
6.1. Примитивные;
6.2. Традиционные;
6.3. Современные.
«Примитивные системы обладают минимумом структурной дифференциации, национальное целое для них остается без внимания; преобладает «приходская культура».
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в плане политических позиций характеризуются «культурой подчинения». Люди знают, что существуют политические институты, нормы, традиции и т. п. Но для них политическая система существует как бы рядом, она остается вне их; они ждут от нее услуг, не мысля себе, что могут принимать участие в ее акциях.
Традиционные структуры подразделяются на патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные политические системы.
Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном и в культурном плане. Они обладают и политическими структурами (развитыми) и политическими инфраструктурами (партии, движения, группы давления, средства массовой коммуникации). При такой системе функционирует уже не «культура подчинения», а «культура участия». Граждане из «подданных» становятся «участниками». Раньше они были жертвами решений, поступавших на «выход» системы, сегодня они активные участники, вовлеченные в процесс обсуждения, требований и принятия решений. Граждане уже могут влиять на политическую систему посредством выборов, демонстраций, митингов, они способны тем самым направлять и поправлять политические действия.
Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства (ограниченная дифференциация) и на мобилизационные системы (высока степень дифференциации и секуляризации). Сюда относятся:
- демократические системы (где автономные подсистемы и «культура участия»);
Статьи по теме:
Формирование целевой программы
Государственный заказчик - координатор целевой программы кроме полномочий, указанных в пункте 7 Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российск ...
Основные направления западноевропейской политико-юридической мысли
Общественно-политическая жизнь Западной Европы первой половины XIX столетия проходила под знаком дальнейшего утверждения и упрочения буржуазных порядков в данном регионе мира, особенно в таких его странах, как Англия, Франция, Германия, Ш ...
Россия и Белорусия
Россия и Белорусия
1996 г- договор об образовании сообщества, май 1997- подписан устав союза Б и России, декабрь 1998- декларация о дальнейшем единении Респ Бел и РФ. Через Б идет 75-80% российского транзита на запад, можно сказать что Б ...